Несмотря на то, что статистические данные говорят о некотором охлаждении граждан к идее покупать новые автомобили, чешский авторынок уверенно рапортует о росте.
Европейский автомобильный рынок в прошлом году достиг уровня 2010 года, следовавшего за экономическим кризисом. Можно констатировать, что после пессимистичного 2013-го показатели активности пошли вверх, тем не менее, они далеки от богатых предкризисных 2006-го и 2007-го. Чешский авторынок в прошлом 2015 году бил все рекорды, а свежие данные текущего года предвещают такой же успех и 2016-му. В сравнении с прошлым годом процент продаж подскочил на 20 %, а дилеры предрекают его рост ещё на 10 % к концу календарного года. От более внимательных исследователей отчетов по продажам не должен ускользнуть тот факт, что основными лидерами покупок являются не «частники», а фирмы. Тут и кроется некий подвох: в вопросе о выстрелившем потенциале покупательной способности фирм стоит заметить, что в Чехии множество фирм зарегистрировано на одного соучредителя, и в итоге получается, что физическое лицо ничем не отличается от юридического, только в отношении с государством они играют по иным юридическим правилам. Речь идет, прежде всего, о возможности взять выгодный лизинг именно на фирму, а не на частное лицо.
Форма так называемого оперативного лизинга сыграла на руку дилерам. Он предполагает долгосрочную аренду автомобиля (обычно – 2 года) без обязанности последующего выкупа машины; в этом его принципиальное отличие от финансового лизинга. К тому же, в цену оперативного лизинга входит и сервисный пакет по обслуживанию автомобиля, что немаловажно. Начав активную практику в 2014 году среди фирменных клиентов, например, та же «Шкода» значительно увеличила продажи по оперативному лизингу и частным клиентам.
Приведенные Союзом автомобильных импортеров статистические данные не отображают четкой картины того, сколько автомобилей после покупки уехало за границы республики. Эксперты считают, что не последнюю роль в оптимистических показателях рынка сыграла чешская крона, вернее – её курс, благодаря которому цены на машины в ЧР для жителей Еврозоны остаются весьма привлекательными, чем последние активно пользуются. В прошлом году (и впервые в новейшей истории) Škoda вошла в десятку наиболее популярных автомобилей в Европе и странах EFTA (Швейцария, Норвегия a Исландия), обогнав французский Citroën.
Автопарк в Чехии: фирменный и личный
Фирменный транспорт | Личные автомобили | |
2006 | 52% | 48% |
2015 | 71% | 29% |
Автопарк в Чехии по классу автомобилей (в %)
тип | 2010 | 2015 | 2016 (предположительно) |
мини | 3 | 4 | 4 |
малые авто | 30 | 20 | 21 |
ниже средних | 19 | 22 | 21 |
средние | 20 | 16 | 17 |
выше среднего и класс люкс | 4 | 4 | 4 |
MPV | 12 | 14 | 12 |
спортивные | 1 | 1 | 1 |
SUV | 11 | 19 | 20 |
MPV — Multi-Purpose Vehicle — Многоцелевое Транспортное Средство.
SUV — Sport Utility Vehicle — торговый термин для обозначения внедорожников
Благодаря успеху новой модели Škoda Fabia подрос интерес к малым автомобилям. Они пользуются успехом у семей, которые приобретают авто для недалеких частых поездок и совершения покупок; их запросы скромны. Хотя первенство здесь держит Škoda Oktavia, тем не менее, весь прошлый год Škoda Fabia активно подбиралась к позиции лидерства. Эксперты говорят, что оживления рынка (причем не только чешского, но и общеевропейского) стоит ожидать от машин класса SUV, то есть, внедорожников. Практически все автомобильные гиганты планомерно выводят на рынок свои новинки, которые имеют все шансы завоевать сердца водителей, обожающих комфорт и скорость.
Что касается «зеленых» и гибридных машин, то число их на рынке, безусловно, растет и в дальнейшем тренд сохранится, хотя импульсивных рывков в лидеры от них ждать пока не стоит. Таким машинам отдают предпочтение фирмы, которые заняты в передовых отраслях производства, а также в банковском секторе. Как правило, эти фирмы оборудуют у себя в подземных гаражах электроАЗС, а бережное отношение к экологии прописано в корпоративной культуре. Эксперты говорят, что положение на рынке может кардинально изменить только закон, дающий налоговые или иные преимущества экологическим автомобилям, однако в ближайшем будущем на это рассчитывать не приходится.
Популярнейшие модели на чешском рынке (в шт. за 2015)
- Škoda Oktavia – 24 346
- Škoda Fabia – 20 467
- Škoda Rapid – 11 689
- Hyundai i30 – 7 005
- Volkswagen Golf – 6 711
- Škoda Superb – 6 009
- Škoda Yeti – 5 751
- Ford Fiesta – 5 491
- Hyundai ix20 – 4 760
- Ford Focus – 3 791
Пользуясь случаем, хотелось бы сказать пару добрых слов об автомобиле Škoda Superb, который на престижном конкурсе Car of the Year 2016, проходившем в Женеве, обогнал по очкам даже седан BMW. На родине «Шкоду-Суперб» признали лучшим автомобилем 2016 года в общенациональном рейтинге популярности, и подобный годовой ТОП-список она возглавляет не впервые. Машина верой и правдой служит государственным чиновникам высокого ранга, причем пример такому патриотичному отношению к «Шкоде» подал сам президент Милош Земан: он пользуется исключительно чешским авто.
Эта модель очень популярна у рациональных европейцев, которые опытным путем установили: Škoda Superb – это тот же Volkswagen по надежности и удобству, только на 10-15% дешевле. Символично, что в январе нынешнего года на заводе в чешском городе Квасины сошел с конвейера 18-миллионный автомобиль «Шкоды» — и это была именно Škoda Superb белого цвета. Любопытная деталь: за последнее время наблюдается тенденция покупок автомобилей белого цвета (возможно, потому, что, «базовый» белый стоит дешевле); на второй позиции – серебристый «металлик», на третьей – синий.
МАРКА | КОЛ-ВО В ШТ. | ГОДОВОЙ ПРИРОСТ |
Škoda | 73 927 | 27% |
Volkswagen | 20 754 | 30% |
Hundai | 19 688 | 4% |
Ford | 15 432 | 23% |
Dacia | 10 512 | 13% |
Opel | 8 100 | 17% |
Renault | 8 074 | 28% |
Kia | 7 602 | 13% |
Peugeot | 7 156 | 0% |
Seat | 6 759 | 10% |
Как видно из таблицы, в спину родной «шкодовке» дышит её собрат Volkswagen; дилемму выбора между чешской и немецкой машиной чаще всего решают фирменные покупатели. Частники же из иностранных авто отдают предпочтение сделанной в Турции Hyndai i20. Во-первых, благодаря удобной версии «комби», а во-вторых, из-за курса чешской кроны: концерн Hyndai не решается начинать «ценовую войну» на рынке за более теплое место под чешским солнцем; нынешняя позиция его вполне устраивает.
Аналитики склонны считать, что в текущем году картина расстановки позиций в представленной выше таблице существенно не поменяется. Что касается таких деталей, как процентное распределение бензиновых и дизельных двигателей, то «дизели», вероятно, будут активно укреплять свои позиции, причем именно в сегменте фирменных автомобилей.
Автор: Иван Орлов