Памятники нелегкости бытия

muzei-kampa-praha-pod-snegomУ многих туристов, впервые приезжающих в Прагу, этот город ассоциируется, прежде всего, с прекрасно сохранившимися памятниками древней архитектуры. Но большинство из них даже не подозревает, как много интересных сюрпризов приготовила им сегодняшняя Прага – галерея современного искусства под открытым небом. Приглашаем читателей совершить беглый экскурс по «залу» оригинальной городской скульптуры.

Черный юмор

Без провокативных творений скульптора Давида Черного современную Прагу представить невозможно. Наряду с осмотром Пражского Града и Старомнестской ратуши, хорошо информированный путешественник непременно просит гида отвести его к «всаднику на перевернутой лошади» или «черным младенцам». Эти и другие статуи (правильнее сказать – инсталляции) «мэтра Давида» – постоянная мишень для критики горожан и мощный магнит для туристов. Творения Черного можно сравнить с двусмысленным анекдотом: кто-то слышит в нем откровенную пошлость, кто-то улавливает горькую иронию. Эпатаж – верный способ привлечь к себе внимание, и Черный умело им владеет.

skulpturi-praha-1

В 1997 году граждан чешской столицы озадачил мужчина средних лет, спокойно висящий на уровне четвертого этажа в доме по улице Гусова: он держался одной рукой за балку, выступающую с крыши над тротуаром, и грустно смотрел на нервно суетящийся внизу народ. Многие находили его похожим на Владимира Ульянова-Ленина, другие – на Зигмунда Фрейда. Последние были правы: чуднáя скульптура «Висельник» Давида Черного была посвящена великому психиатру. По словам автора, мысль сей инсталляции такова: каждый из нас вправе решать – сдаться в плен трудностям земной жизни или продолжать бороться. К слову сказать, когда это произведение искусства демонстрировалось в американском городе Гранд Рапидс, местные жители вызвали пожарных: люди подумали, что какой-то сумасшедший решил публично свести счеты с жизнью.

Пражане, однако, уже не удивляются ничему, что вышло на улицы города из мастерской Давида Черного. В 2000 году оттуда «выползли» безликие малыши-гиганты негроидной расы: десять из них оккупировали жижковскую телебашню, а трое поселились на острове Кампа. Годом раньше Черный создал того самого «всадника на перевернутой лошади», который так настойчиво ищут любознательные туристы. Под куполом пассажа «Луцерна» висит привязанный за ноги конь, а на нем восседает рыцарь, точь-в-точь как на Вацлавской площади, в двух шагах отсюда. Скульптура создана как акт протеста: спародировав монументальное произведение Йозефа Мыслбека «Святой Вацлав», Черный насмехается над патриотичной страстью чехов героизировать и обожествлять своих предков.

jaroslav-rona-parable-with-skull

Ещё один «черный» магнит, притягивающий туристов для сэлфи, – инсталляция «Писающие мужчины», что с 2004 года поселились на все том же острове Кампа, у ворот музея Франца Кафки. Двое голых мужчин (рост – 210 см), стоя друг напротив друга, справляют малую нужду (эпатаж – превыше всего!). «Фишка» в том, что форма бассейна, куда стекает жидкость, ими низвергаемая, имеет картографические очертания Чешской Республики. На потеху всегда собирающемуся здесь туристическому люду, пенисы «зеленых человечков» (скульптуры сделаны из бронзы) поднимаются и опускаются, регулируя силу струи воды.

На самый свежий подарок городу Давид Черный расщедрился в прошлом году: во внутреннем дворе нового торгово-административного центра Quadrio (у станции метро «Народни тршида») теперь крутится-вертится голова Франца Кафки. К слову, подарок не безвозмездный – Черный инкассировал с муниципалитета в свой карман 30 миллионов крон.

Череп на Граде

Кафка в Праге – это уже бренд, поэтому к его фигуре обращаются многие творческие личности. В их числе – Ярослав Рона, не менее креативный скульптор, снабдивший Прагу своими смелыми работами. Самая известная из них – памятник Францу Кафке около Испанской синагоги. Автор вдохновился рассказом «История одной борьбы», хотя каждый волен интерпретировать странный скульптурный дуэт так, как считает для себя интересным. Находясь в непосредственной близости от знаменитого Еврейского квартала и «бутиковой» улицы Парижской, памятник всегда окружен группками туристов, фотографирующихся на его фоне.

skulpturi-praha-2

Отполировано до блеска традиционными прикосновениями «на счастье» произведение Роны «Портрет с черепом», расположенное на Пражском Граде, неподалеку от башни Далиборка. Зрелище мало оптимистичное: стоящий на четвереньках голый мужчина прогнулся под тяжестью огромного черепа, водруженного ему на спину. Среди горожан бытует другое название скульптуры: «Смерть насилует жизнь». Желающих сфотографироваться на её фоне меньше, но интерес туристов – перманентный. Особенно они любят детально рассматривать скульптуру со спины, вернее, сзади: Рона наделил своего героя половыми признаками внушительных размеров, в чем многие хотят убедиться воочию. Эти части тела бронзового мужчины отличаются зеркальной поверхностью, так как их усердно трут все, кто верит в магическую силу скульптуры. Какие желания при этом загадывают люди – можно только догадываться…

Порочная скульптура

Ещё один рекордсмен по эпатажности – «Лавочка порока». Эмигрировавшая в Канаду уроженка поселка Горни Темелице Драгомила Гекелова как скульптор за океаном прославилась уже под именем Леа Вивот и даже удостоилась премии «Самая знаменитая чешка в мире». Именно ей принадлежит эта весьма неоднозначная работа. Скульптура была привезена и установлена у головного офиса лотерейной компании Sazka (столичный район Высочаны) в честь 45-летия фирмы. К ноге сидящего на скамейке мужчине в очень вызывающей позе прильнула девушка в коротеньком платьице; взгляд её устремлен на пачку денег, лежащих рядом. В народе скульптуру тут же окрестили «Памятником проститутке». По утверждению автора, изначальный замысел был совершенно безобидным: мужчина – азартный игрок, поэтому даже любовь девушки не отвлекает его от желания получить лежащие на скамейке деньги для новых ставок. В этом вся порочность его натуры, и уж никак не в продажности секса за деньги. Помимо оригинальной позы дамы, скульптура стала центром внимания желтой прессы из-за дивной похожести мужчины на молодого Вацлава Гавела, однако тему в СМИ быстро замяли. Статуя находится далеко от протоптанных туристических троп, но близко к самому большому стадиону и концертной площадке города – О2 Арене. Там же располагается ещё одна скульптурная группа от Вивот – «Хоккеисты», которую не сопровождает шлейф скандальных историй; она целомудренна, как сам его величество спорт.

skulpturi-praha-3

Утомленные счастьем

Тему парящих в воздухе скульптур, вслед за «Висельником» Черного, по-своему интересно обыграл Михал Трпак в композиции «Легкие сомнения», что раскачиваются между домами у отеля MOSAIC HOUSE недалеко от Карловой площади. Тут находится целый скульптурный театр, который обожают фотографировать туристы из Азии. На крыше отеля и у его порога «растут» громадные галлюциногенные грибы; тут же повисли в воздухе фигуры людей, видимо, этих грибов изрядно надегустировавшихся. Над входом в отель примостился изъеденный печалью дяденька неопределенного возраста («Мыслитель»), наблюдая за абсурдностью композиции, которую автор назвал «Ожидание счастья». Не воздержусь от рекомендаций посетить это любопытное место и, посидев на скамейке, поразмыслить над тем, что художник хотел сказать миру своей работой. Тем более, что скамейки – это тоже часть общей дизайнерской композиции. А Прага, в свою очередь, одна большая площадка для демонстрации креатива творческих личностей прошлого, настоящего и будущего.