Если б было море пива…

drink2[1]«В первых числах августа 1914 года двое мрачных конвоиров вели бравого солдата Швейка  из градчанской гарнизонной тюрьмы в Карлин – на квартиру фельдкурата Отто Каца. Шли они пешком, дорога была длинная, арестант и охранники в конце концов произвели друг на друга благоприятное впечатление и, несмотря на всю серьезность обстановки, сия компания решила по пути заглянуть в питейное заведение, дабы промочить горло и поднять настроение.
«Идемте в «Куклик»,- предложил Швейк,- там играют на скрипке и на гармошке, бывают уличные девки и другие приличные люди, которых не пускают в «Репрезентяк».
По дороге, рассказывая разные анекдоты, они в чудесном настроении пришли в «Куклик». Ружья спрятали на кухне и пошли в общий зал, где скрипка с гармошкой наполняли все помещение звуками излюбленной песни «На Панкраце, на холме, есть чудесная аллея»

Какая-то барышня сидела на коленях у юноши потасканного вида, с безукоризненным пробором, и пела сиплым голосом:

«Обзавелся я девчонкой,
А гуляет с ней другой…»

За одним столом спал пьяный сардинщик. Время от времени он просыпался, ударял кулаком по столу, бормоча: «Не выйдет!» — и снова засыпал. За бильярдом под зеркалом сидели три девицы и хором кричали железнодорожному кондуктору:
«Молодой человек, угостите нас вермутом!»

Неподалеку от музыкантов двое спорили о какой-то Марженке, которую во время облавы «сцапал» патруль. У самых дверей, в компании штатских, сидел солдат и рассказывал о том, как его ранили в Сербии. Одна рука у него была на перевязи, а карманы набиты сигаретами, полученными от собеседников. Какой-то поэт среди шума и гама, под звук гармошки, сочинял стихи и тут же читал их проституткам… В атмосфере продажной любви, никотина и алкоголя незримо витал старый девиз: «После нас – хоть потоп».

Так по Гашеку выглядели пражские пивные в начале двадцатого века. Знаменитый автор Швейка,  конечно, был гениальным сатириком и несколько сгустил краски. Правдой является то, что уже в течение последних девяти веков, регулярное посещение пивных ( от простейших забегаловок до элитных заведений) стало неотъемлемой чертой чешского образа жизни.

Пиво пьют не для того, чтобы напиться. Этот живительный напиток будит не злобу, а вдохновение и хорошее настроение. Пиво расслабляет, оздоравливает, очищает физически и духовно, а значит, продлевает жизнь и насыщает ее положительными эмоциями. Пиво нужно и каменотесу, и бухгалтеру, и юноше, и почтенному старцу, и мужчинам, и женщинам. Всем и всегда. Страна, где пиво – национальный напиток, это добрая страна, где живут веселые люди, которые умеют не только красиво отдыхать, но и качественно работать, потому что пиво – это напиток серьезный. Технология его приготовления усовершенствовалась тысячелетиями.

Да, пиво – древнейший в истории человечества напиток. По способу его приготовления, отношению к нему, можно проследить, как изменялась психология и потребности людей за последние пять тысяч лет.

Изобрели пиво, скорее всего, древние шумеры. Это удивительный народ, живший когда-то на юге современного Ирака. В незапамятные времена они пришли неизвестно откуда и посреди выжженной пустыни сумели построить прекрасные города, окружив  их оросительными каналами. Ученые до сих пор не понимают, как этому древнему народу удалось сделать так много удивительных открытий: они изобрели колесо, гончарный круг, письменность, календарь, десятичную систему счета, часовой круг в котором было 360 градусов, математику, астрологию, литературу, систему школьного обучения и пиво. Эх, историки, историки! А еще утверждают, что они не сухари! Ясно же, что сначала изобрели пиво, а уж потом, благодаря ему и все остальное. Когда сидишь под пальмой и считаешь опустошенные кружки, десятичная система сама приходит в голову. А колесо явно изобрели шумерские женщины, чтобы легче было транспортировать подвыпивших мужей домой!

Посудите сами: только в царской пивоварне города Лагаш, как свидетельствуют древние записи, за два летних месяца было переработано 300 тонн ячменя. Немецкий археолог Е.Губер нашел глиняную табличку, описывающую, видимо, самый первый способ приготовления пива: в кувшин с водой засыпать ячменного хлеба, меда, фиников и закопать на неделю в горячий песок. По готовности — пить через соломинку (что и сегодня делают во всех барах мира). Напиток получался калорийный, хорошо утоляющий жажду, не портящийся на жаре, стимулирующий творческую мысль и хорошее настроение.

Вы думаете пять тысяч лет назад людям не хотелось красиво отдохнуть. Еще как хотелось! Кстати, шумеры называли пиво словом «сикару».

Наследники шумеров – вавилоняне были настоящими эстетами. Они носили красивую одежду из тонких тканей, высокие парики, красили брови и бороды красной сурьмой, щеголяли друг перед другом дорогими тросточками и перстнями с личной печатью. Они построили самый большой и красивый на Древнем Востоке город и записали для потомков два своих главных достижения: умение производить из пальмы 80 видов продукции и варить 15 сортов пива. Да, жить хорошо, а хорошо жить еще лучше!

Для своего полного спокойствия вавилоняне защитили пивоварение законами. На каменной стелле, найденной среди развалин города Сузы, а ныне хранящейся в Лувре, предусматривались суровые наказания недобросовестным мастерам, разбавлявшим пиво водой. Им полагалось самим выбрать для себя вид казни: быть утопленными в бочке с пивом или пить пиво, пока не упадут мертвыми. Одна из вавилонских глиняных табличек содержит текст, который в вольном переводе выглядит так: «если б было море пива, я б дельфином стал красивым»…

Вслед за жителями Месопотамии пиво стали варить и древние египтяне. Правда, чтобы не платить за патент, они приписали открытие сего искусства своему богу Осирису. В любом случае пиво в Египте пили все: от министров до простых крестьян, причем и те, и другие находили в этом высшую справедливость. У подданных фараонов истина была не в вине, а в пиве. Свой любимый напиток они называли «зытхум». Великие пирамиды, кстати, строили не рабы, а хорошо оплаченные и накормленные за государственный счет крестьяне. Нам известна дневная норма такого рабочего: 3 буханки хлеба, несколько пучков лука и чеснока и 3 жбана пива. Теперь вы поняли, почему гигантские пирамиды сложены так ровно и аккуратно? Правильно, потому, что у их строителей было хорошее настроение…

Когда ученые научились расшифровывать иероглифы, они тут и там стали натыкаться на записи о пиве. На одном папирусе отец ругает сына за то, что тот слишком часто посещает заведение, где пьют этот веселящий душу напиток. На стене гробницы высокопоставленного чиновника перечисление его достоинств в виде обширных знаний и мудрости дополняется сообщением, что при жизни он мог выпить очень много пива.

Цивилизация  Древнего Египта существовала почти три тысячи лет. За этот долгий срок жители долины Нила мало что изобрели. Среди их достижений – какой-то примитивный шадуф для подъема воды, что-то вроде ткацкого станка и, пожалуй, все. Но нет, не все. Египтяне усовершенствовали технологию изготовления пива. Они стали добавлять в него имбирь и можжевельник, а главное – ввели в технологию солод. Они стали проращивать злак, подсушивать его, затем перетирать, смешивать с водой для начала брожения. Напиток получался крепкий, ядреный. Именно то, что надо, при тамошней жаре.

Египтяне верили, что для путешествия в царство мертвых человеку нужно оставить все, чем он пользовался при жизни. Поэтому ставили в гробницы кувшины с пивом, помещали модели пивоварен и раскрашенные фигурки мастеров по изготовлению пенящегося напитка. С пивом связана и одна из самых романтических и одновременно трагических историй на древней нильской земле. Она относится к царице Нефертити – супруге фараона Эхнатона. Вопреки традиции царь взял  себе в жены не одну из своих сестер, а родственницу полководца – начальника колесничего войска. Это сразу привело к напряженности между молодым повелителем Египта и могущественными кланами жрецов. Те попытались интриговать против царицы. А влюбленный фараон никого не слушал, ни на что не обращал внимания и демонстративно подчеркивал свое восхищение юной супругой. Он вообще забросил свой гарем и не расставался с Нефертити ни на минуту. Эхнатон брал супругу с собой даже на обход ночных караулов в столице. Нефертити впервые в истории Египта сидела рядом  с царем на официальных церемониях и торжествах. Она играла все более активную роль в политической жизни страны. Многие вельможи сочли это оскорблением. Вместе со жрецами они стали распространять слухи, что власть царицы над фараоном объясняется колдовством. Дело в том, что в храмах, посвященных ей, как новой богине, Нефертити организовала производство пива ( одну из ее храмовых пивоварен археологи нашли в Тель-эль-Амарне), и теперь злые языки нашептывали, что царица опаивает фараона заколдованным пивом и подталкивает к сумасбродствам. В ответ Эхнатон совершил настоящую революцию. Он объявил о создании нового религиозного культа, а чтобы избавиться от жрецов ниспровергнутых им богов, приказал построить для себя и Нефертити новую столицу. Как по волшебству, посреди песков появился новый город. Царица могла торжествовать. Еще никогда в истории Египта женщина не удостаивалась такой чести – столицу украшали изваяния бога Атона, фараона Эхнатона и Нефертити.

Эхнатон, в противовес традициям, насаждал культ царицы подобно тому, как взамен одного бога  он распространил культ другого. Это был ошеломляющий прорыв!

Вероятно, власть Нефертити над супругом никогда  бы не поколебалась, если бы судьба подарила ей сына. Фараон жаждал наследника, а царица родила ему одну за другой шесть дочерей. Каждый день в новой столице начинался с торжественных церемоний в большом храме Атона, с гимнов божеству, который вместе с царем и царицей исполняли и подрастающие дочери. Эхнатон ждал рождения сына. Но наследник у него так и не появился. И тогда место Нефертити заняла другая женщина. Ее звали Киа, лицом и фигурой она очень напоминала отвергнутую царицу. Тайна власти Нефертити заключалась, конечно, не в заколдованном пиве, а в простом слове – любовь. Этой тайной Киа не овладела.  И фараон снова сменил жену. Ею стала Анхесетамон, третья дочь Нефертити. Через три года Эхнатон умер, а Нефертити выдала Анхесетамон за юного Тутанхамона.

…Все постепенно оставили новую столицу. Пустой город заносило песком. Остались только Нефертити, слуги и жрецы посвященного ей храма. Она  бродила по безлюдным улицам и подолгу смотрела на четырехметровые изваяния, поставленные когда-то в ее честь любимым мужем. Чем она занималась? Ответ дает панно на одной из стен храма: на нем Нефертити разливает пиво через ситечко. Пиво было единственным средством поддержать силы, здоровье и хоть ненадолго вернуть хорошее настроение.

Когда Египет захватили римляне, они вывезли рецепт хмельного напитка к себе на родину. Правда, в Вечном городе широкого распространения пиво не получило: там в ходу было дешевое и качественное вино. А вот в средние века в Европе четко выделились «пивные» регионы. Это Чехия, Германия, Бельгия, Англия и Скандинавия. Что пили за круглым столом король Артур и его благородные рыцари? – Эль, то есть одну из разновидностей пива. Бельгийцы первыми начали экспериментировать с разными добавками (травы, вишня, ежевика и.т.д.). Во время эпидемии чумы некий монах Арнольд  предложил братии и жителям окрестных сел спасаться  от заразы обильными пивными возлияниями.  Помогло. Монах этот был позже канонизирован, и с тех пор святой  Арнольд считается покровителем пивоварения. Вообще именно монахи в средние века внесли наибольший вклад в совершенствование технологии пивоварения. Монастыри  вели крупную хозяйственную деятельность, времени для экспериментов у тогдашних служителей культа было предостаточно, стимулов для улучшения любимого напитка тем более, поэтому и результат получился отменный.

Напрягал монахов только один вопрос. Можно ли пить пиво в пост? И святые отцы из Баварии решили послать гонца в Рим, к самому папе. Дали посланцу бочку своего лучшенького и благословили в дальний путь. Кстати, название «Мюнхен» происходит от слова монах. Zu den Muenchen  по-баварски означает «к монахам». Еще до возникновения города, здесь стоял монастырь, куда местные жители хаживали попить пивка. Итак, посланец через пару месяцев трудной дороги добрался-таки до Рима. На жаре, понятно, качество напитка не улучшилось. Еще пару месяцев смиренный баварец ждал высочайшей аудиенции. И, наконец, она состоялась. Его святейшество хотел было попробовать, что там ему привезли, но одного аромата пузырящейся жидкости хватило, чтобы вынести приговор: употребление сего напитка есть умерщвление плоти и суровое испытание, а посему пить его в пост можно.

В Чехии первое упоминание о пивоварении относится к 1088 году. Примерно в 1440 году пльзеньские мастера открыли технологию так называемого низового брожения. Она вызывается в пивном сусле особыми бактериями под названием Saccharomyces Carlsbergensis. В ходе приготовления такого пива, при брожении, закваска опускается вниз бродильного чана. Верховое или эльное брожение вызывается в сусле бактериями под названием Saccharomyses Cerevisae. Закваска по ходу процесса поднимается к поверхности. Пльзеньское открытие имеет не только вкусовое, но и гигиеническое значение, поскольку такое пиво гораздо дольше сохраняет вкус и качество.

Пльзеньские мастера использовали любопытный способ проверки качества своего напитка. Свежеприготовленное пиво выливали на скамью, куда садился человек в кожаных штанах. Напиток признавался качественным, если через некоторое время при попытке встать, скамья приклеивалась к мягкому месту экспериментатора. Рекордным считался случай, когда скамью удалось таким образом переместить на целых пять метров.

Сколько в Чехии сортов пива никто не знает. Чуть ли не в каждом городке варят свой сорт по оригинальным рецептам. Домашняя пивоварня, монастырский пивовар, брендовый пивзавод всегда найдут любителя сокй марки. Чешское пиво – предмет гордости нации, часть ее культуры, уходящая корнями в глубь веков.

Когда будете гулять по Праге, выберете по вкусу уютный ресторанчик и насладитесь прелестью фирменного чешского пива. Независимо от сорта, то, что Вам принесут, будет божественным. В янтарном, темном или даже совершенно черном напитке, будут и труд, пот, и вдохновение черноголовых шумеров, и алые зори на тихом берегу Нила в тени великих пирамид, и стрельчатые храмы средневековой Европы… В этом волшебном напитке будут труд, опыт и старание тысяч людей ради того, чтобы Вы сделали этот глоток Рая.

На этом женщины и женатые мужчины могут закончить чтение, а для неженатых сообщу. Нынешние пивные, конечно, сильно отличаются от того заведения, в котором сиживал бравый солдат Швейк, но «публичные девки и другие приличные люди» в них еще встречаются.

журнал ЧЕХИЯ-панорама №2/2006