С чего начинается человеческая жизнь? В некоторых культурах ребенок не считается человеком, пока ему не дадут имя, а в других его воспринимают как личность с момента зачатия. Наверное, каждый родитель вправе сам установить для себя этот рубеж. Чешское законодательство определяет момент, когда плод становится ребенком, двадцать четвертой неделей беременности. Однако врачи в этой стране, как правило, весьма гуманны и слово «плод» в лицо будущей матери не говорят, называя младенца младенцем с первых недель беременности.
Начало большого пути
Считается, что процесс зачатия — самая приятная и наименее затратная часть всего процесса воспроизводства. Это кому как повезет. Уже в момент принятия решения о рождении потомка многие пары обрекают себя на оплату длинных счетов. В Чехии проблему бесплодия так или иначе вынуждена решать каждая пятая супружеская пара. По правилам, такой диагноз ставится в случае, если оплодотворение не происходит после трех лет активных попыток.
Беспощадная статистика сообщает, что проблема бесплодия чаще всего касается именно женщин, поскольку они решаются на первенца все в более зрелом возрасте. Еще несколько лет назад большинство женщин рожали своего первого ребенка в 25 лет, в 2006 году — в 27 лет, а сейчас их возраст приблизился к 30-ти. Мужчинам тоже есть над чем задуматься. По словам директора злинской Клиники репродукционной медицины Давида Румпика, со времен окончания второй мировой войны качество спермы у европейцев в среднем снизилось в два раза.
В случае неудачи с зачатием пара обращается в центр ассистированной репродукции, где передает свою проблему в руки профессионалов. Чешские врачи, надо заметить, имеют огромный опыт в этой области. Из всех стран соцблока именно в Чехословакии были впервые проведены опыты по оплодотворению in vitro. Первый ребенок «из пробирки» здесь родился в 1982 году. В настоящее время в Чешской Республике действуют 24 центра ассистированной репродукции, а общее количество появившихся с их помощью на свет детей по состоянию на конец 2006 года превысило 23 тысячи.
Стоимость услуг такой клиники в Чехии в сравнении с большинством западных стран можно назвать умеренной. При наличии медицинской страховки и благоприятном стечении обстоятельств можно «уложиться» в 700—1000 евро. В странах Западной Европы та же процедура стоит в среднем вдвое дороже, а в США — в пять раз.
Кроме того, в Чехии, в отличие от Израиля, Германии, Австрии и скандинавских стран, разрешено использование донорских яйцеклеток, поэтому туристы оттуда все чаще приезжают не только для того чтобы выпить пива и прогуляться по Карлову мосту. В большинстве частных клиник есть врачи и медперсонал, владеющие английским или немецким языками, а в последнее время им приходится вспоминать и школьный курс русского. Использование донорских клеток и отсутствие чешской медстраховки повышает итоговую сумму до 2,5 тысяч евро, но разве это может остановить пару в желании завести долгожданного ребенка?
Деньги — только за удовольствия
И вот, наконец, пара получает статус будущих родителей и, счастливая, опомнившись от утреннего токсикоза, спешит к доктору за «Удостоверением беременной» — небольшой книжечкой открыточного формата, где будут отмечаться все этапы развития их будущего ребенка. Выбор, где именно получить эту книжечку и проходить все необходимые исследования, небольшой: частные и государственные или муниципальные клиники.
Если финансовые резервы исчерпаны или просто не хочется тратить лишних денег, то можно совершенно спокойно «прописаться» в обычной поликлинике. Там беременных принимают врачи, которые одновременно работают в родильных отделениях больниц, поэтому со временем, если с доктором складываются хорошие отношения, с ним же можно договориться о родах. Те же врачи работают и в частных клиниках, причем категорично сказать, что в государственных поликлиниках остались худшие, тоже нельзя. Во-первых, доктор может иметь частную практику и просто арендовать кабинет, а во-вторых, он может принимать пациенток в разные дни в разных клиниках.
Разница между муниципальными и частными клиниками, скорее, внешняя. В государственных поликлиниках — «чистенько и бедненько», а приема часто приходится ждать в очереди. В коммерческих — удобные кресла, свежая пресса и чай в приемных, обходительный персонал, запоминающий вашу фамилию с первого раза, как странно она ни звучала бы, новая техника… Все эти удовольствия — именно как сверхстандартные услуги — обходятся примерно в десять тысяч крон (без малого 400 евро) за всю беременность . Все обязательные осмотры и анализы в обоих случаях покрывает страховка, причем для иностранок существует специальное коммерческое страхование на период беременности и роды, поэтому платить лично доктору ничего не приходится.
Социальная помощь
За шесть недель до предполагаемого срока родов доктор вручает будущей матери справку, которую ее работодатель посылает в службу социального обеспечения — с этого момента она уходит в декретный отпуск и начинает получать первое пособие из трех основных. Это так называемая «материнская материальная помощь», предоставляемая исключительно женщине. Сумма начисляется на протяжении следующих 28 недель (шесть до родов и 22 — после) ежемесячно по количеству дней в месяце из расчета 69% среднего заработка в день до выхода в декретный отпуск.
Сразу после родов женщина (даже если ребенок не выжил) получает единоразовое послеродовое пособие. Еще недавно, с апреля 2006 года по декабрь 2007-го, оно составляло 17,5 тысяч крон (около 675 евро) за одного ребенка, 53 тысячи (2000 евро) за двойню и 80 тысяч (3000 евро) за тройню. С начала 2008 года государство немного снизило размер пособия, и теперь оно составляет по 13 тысяч крон (500 евро) за каждого ребенка.
По окончании материнского 28-недельного отпуска один из родителей имеет право на «родительский отпуск по уходу за ребенком» и получение связанного с ним пособия. Оно может начисляться как матери, так и отцу ребенка до его трех лет. С января 2008 года был введен новый механизм начисления этого пособия, благодаря которому мать получает стимул выйти на работу до истечения трех лет без потери части пособия. В момент подачи заявления родители решают, как долго им хотелось бы целиком посвящать себя воспитанию потомка. Если два года, то им ежемесячно начисляется по 11,4 тысячи крон (440 евро), три — 7,6 тысячи (290 евро), а четыре, без сохранения рабочего места, — 3,8 тысячи (145 евро).
Кроме трех «обязательных» пособий, гарантированных по закону всем, включая постоянно проживающих в Чехии иностранцев, молодые родители с низким уровнем доходов имеют право, например, на надбавку на ребенка, социальную надбавку, пособие на транспорт и жилье.
Родильные дома на любой вкус
Если с материальным обеспечением будущего ребенка все более-менее ясно, и заботится о нем нужно строго в установленные законом сроки, то выбором места появления младенца на свет необходимо заняться заблаговременно. Причем в Праге знакомство с роддомами из-за высокого спроса на места в некоторых из них необходимо начинать чуть ли не с двенадцатой недели беременности. Дело в том, что из-за бэби-бума последних лет больницы еле справляются с приливом пациенток.
Все пражские роддома оборудованы аналогично, в соответствии с современными требованиями, в целом подход к будущим родителям и детям, а также «сценарий» подготовки к родам и самих родов более-менее похожи. Разница заключается только в деталях. Например, факультетская больница «Мотол» считается наиболее крупной и современной из всех пражских, но именно в этом кроется один небольшой недостаток: там процесс деторождения буквально поставлен на поток. С одной стороны, можно себя успокоить близостью сотен специалистов, которые в критический момент прибегут на помощь, с другой — ни с роженицами, ни с новорожденными там особенно долго не возятся и выписывают как можно быстрее.
Институт матери и ребенка в районе Подоли известен своей специализацией на выхаживании недоношенных младенцев и предоставлении помощи в любых нестандартных ситуациях. Однако неприятная сторона состоит в том, что врачи-неонатологи, привыкшие к тому, что большинство их маленьких пациентов имеет целый набор проблем, иногда ищут их у вполне здоровых детей.
Больницу имени Томаера в районе Крч большинство молодых мам хвалит, однако и там есть неприятное явление в лице штаб-квартиры Чешской лактационной лиги, буквально третирующей мамаш, пытающихся увильнуть от грудного вскармливания или тех, кому этот процесс дается не с первой попытки.
Чаще всего решение в пользу того или иного роддома принимается благодаря его близости к дому или наличию там знакомого врача или акушерки. Во втором случае встает вопрос о неофициальной оплате услуг конкретного медика, присутствие которого на родах будущая мать хочет обеспечить. В Праге негласная «такса» установлена на уровне 10 тысяч крон (385 евро) за вызов доктора на роды в дневное время и 15 тысяч (580 евро) — ночью. Акушерки берут за свои услуги меньше — в среднем пять тысяч крон (195 евро). В провинции потребности гинекологов немного скромнее, там будущие родители платят врачам от пяти до десяти тысяч крон в зависимости от времени вызова.
Тем не менее, отсутствие у доктора в кармане конверта с банкнотами не означает, что роженицу забудут где-нибудь в приемной или вовремя не дадут обезболивающее. Медицинский персонал во всех больницах предельно вежлив, обходителен и взяток в принципе не требует.
Незабываемые моменты
С 30 недели беременности будущая мать ходит на еженедельные осмотры и сдает все необходимые анализы уже в роддом, а не в свою клинику. При всех больницах соответствующего профиля действую курсы для будущих родителей. Слушателей знакомят с обстановкой родильного отделения (в некоторых случаях даже могут сводить на экскурсию в родзал и послеродовую палату), поясняют физиологию процесса рождения ребенка и дают множество полезных советов.
Все крупные клиники считаются с присутствием на родах будущего отца или кого-нибудь из близких родственников. За это взимается дополнительная оплата, в среднем не превышающая 500 крон (около 20 евро). Обычно отцу выдается стерильная рубашка и одноразовые бахилы на обувь.
С началом схваток пациентку помещают в дородовую палату, где она в обществе одной—двух «коллег» ожидает часа «Ч». Там, как правило, есть телевизор, обеденный стол с чаем в термосе и несколько гимнастических мячей, на которых рекомендуется сидеть, подпрыгивая и покачиваясь для расслабления и ускорения процесса. Каждый час рожениц осматривает дежурный врач, определяющий момент, когда пора звонить мужу, чтобы тот срочно все бросил и приехал.
{mospagebreak}
Еще несколько лет назад в большинстве больниц были оборудованы ванны для родов в воде, но теперь от этого способа почти все муниципальные медучреждения отказались: он приемлем только при беспроблемном ходе событий, а роды — процесс непредсказуемый. Видимо, акушеркам надоело вытаскивать сопротивляющихся мокрых рожениц из ванны, чтобы отвезти при необходимости в операционную. В частных роддомах роды в воде, безусловно, практикуются.
Обычно из водных процедур рекомендуется душ с сильным напором воды, чем по очереди коротают время все пациентки отделения. По утверждению акушерок, он снимает боль при схватках. При поливании водой все весело подпрыгивают на тех же гимнастических мячах. Во время подпрыгивания на ребенка действует сила тяжести, и он потихоньку, естественным образом, «вытряхивается» наружу.
Когда в родильный зал прибывает бледный муж, ему поручают обмахивать жену платочком, водить на неспешные прогулки взад-вперед по залу и качать на уже полюбившемся резиновом мяче. В нужный момент мужа задвигают в дальний угол помещения выкрикивать подбадривающие слова и зовут, когда надо фотографировать вытащенного на свет божий младенца.
В большинстве роддомов ребенка сразу кладут на живот матери, как предписывают требования ВОЗ (в принципе, можно даже подготовить так называемый «план родов», где будет оговорено все, что хочется получить от медиков, но не факт, что он будет исполнен в силу объективных обстоятельств). Потом новорожденного в сопровождении позеленевшего отца относят на осмотр стоящему наготове за занавеской неонатологу; там же ребенка взвешивают, измеряют, моют, одевают, подписывают, заворачивают в одеяльце и вручают родителю. И вот в момент, когда все вымыты, зашиты, одеты и накормлены (матери приносят что-нибудь попить и перекусить), семью оставляют на некоторое время в покое и наедине друг с другом.
Что в имени тебе моем?
По закону, новорожденного нельзя выписать из роддома раньше, чем ему будет сделана прививка от туберкулеза. А ее делают на третий день жизни (день рождения считается «днем нуль») при условии, что ребенок прибавляет в весе. Последнее правило соблюдается далеко не всеми больницами. Только немногие ждут, пока младенец станет поправляться, подстраховывая таким образом неопытных родителей от возможных дальнейших проблем с кормлением.
Документы для оформления свидетельства о рождении сдаются прямо в роддоме сотруднице магистрата, регулярно обходящей палаты. Готовый документ один из родителей получает в магистрате через несколько дней. При этом варианты имен для девочки и мальчика должны быть вписаны в специальную анкету до их рождения — для детской сестры, присутствующей на родах.
С именами в Чехии строго. Для того чтобы безответственные граждане не называли своих потомков собачьими прозвищами, а главное — в честь героев латиноамериканских «мыльных опер» и столь любимых в народе книжек про индейцев, был законодательно утвержден некий свод характерных чешских имен, куда входит часть интернациональных вроде Джессики или Сони. Если хотя бы один из родителей не является этническим чехом, а избранное имя отсутствует в справочнике, стоящем на полке в каждой районной администрации или муниципалитете, его позволяется внести в документы в качестве исключения. Но если чешские родители выбрали для дочери японское имя, они могут его внести в документы только через суд, где докажут его существование в качестве благозвучного женского имени.
Немного странно давать имя человеку, которого еще в глаза не видел, но, с другой стороны, это гуманно по отношению к самому ребенку. Последние два десятилетия в чешских роддомах детей родителям выдают уже с надлежащей «маркировкой»: сначала на руку матери и ребенка привязывают веревочкой одинаковые, похожие на гардеробные, номерки. Затем прямо на теле новорожденного, сразу после мытья, делается надпись маркером: тот же номер или имя и фамилия. После этого на другую ручку ребенка надевается мягкий пластиковый браслет розового или голубого цвета (соответственно для девочки или мальчика), где написаны имя, фамилия и дата рождения. Так гарантируется, что из роддома будет отвезен собственный ребенок. Кроме того, государство знает, что его новый гражданин наверняка не остался без документов.
Правда, случаются конфузы: в ноябре-декабре прессу всего мира обошел случай о том, как в чешском провинциальном роддоме были перепутаны две девочки. Ошибку медперсонала выявил один из отцов, заподозривший свою жену в неверности: у голубоглазых родителей дочь получилась почему-то кареглазая. Анализ ДНК шокировал обоих: у девочки не было родства даже с матерью. В конце концов родная дочь была найдена, семьи даже подружились и накануне католического Рождества обменялись детьми. Но, как утверждает статистика, этот случай единичный и нехарактерный для Чехии.
Я прививки не боюсь!
В роддоме при выписке ребенок получает, кроме обычных больничных бумаг, медицинскую книжку, с которой его отправляют на первый осмотр к педиатру. Согласно закону, он должен состояться не позже чем через 72 часа после отбытия из клиники.
В Чехии отсутствует институт участковых педиатров: родители в праве выбрать доктора, к которому будут носить, а потом водить ребенка. Многие начинают процесс знакомства с потенциальными врачами за несколько месяцев до появления малыша. Именно наличие конкуренции гарантирует трепетный подход большинства педиатров к своим маленьким пациентам и их родителям.
Многие детские врачи ведут частную практику, арендуя кабинеты в поликлинике. Их можно распознать по приемным, заполненными относительно новыми и целыми игрушками. Дополнительной оплаты они не требуют — все покрывает стандартная государственная страховка, предоставляемая всем гражданам Чехии до 18 лет (или до 21 — если речь идет о студентах на иждивении у родителей) и всем детям иностранных граждан, имеющим в стране статус ПМЖ. Иностранцы, не имеющие этого статуса, должны оплачивать коммерческое страхование, на что в год уходит около 15 тысяч крон (немного меньше 600 евро). С 2008 года была введена система доплаты за каждый визит к доктору, рецепты и каждый день пребывания в больнице, но она не превышает 30—60 крон (1,2—2,3 евро) в каждом случае.
Вакцины для обязательных прививок оплачивает страховая компания, однако, при желании можно приобрести по рецепту доктора более дорогие, улучшенные препараты. Отказаться от прививок просто по собственным убеждениям нельзя — только по медицинскому противопоказанию. Иначе ребенка, как минимум, могут не принять в детский сад. В худшем случае родителям грозит подозрение в уклонении от опеки, чреватое лишением родительских прав. Известны случаи, когда чешских детей помещали в приют из-за того, что им не дали вовремя имя из утвержденного законом реестра.
В любом случае, это можно рассматривать как повышенную заботу государства о своих гражданах. А что еще нужно женщинам в качестве стимула для выполнения своей главной функции — материнства, — если они знают, что родное государство неравнодушно ни к ним, ни к их детям?
ИНФО:
Самые популярные имена новорожденных в 2006 году
мальчики | девочки | |
1 | Якуб | Тереза |
2 | Ян | Адела |
3 | Томаш | Катержина |
4 | Ондржей | Наталия |
5 | Лукаш | Анна |
6 | Давид | Элишка |
7 | Войтех | Каролина |
8 | Адам | Кристина |
9 | Мартин | Вероника |
10 | Матей | Люция |
* Данные Чешского статистического управления
журнал «ЧЕХИЯ – панорама» №2(13)/2008
Анна Хлебина