Кто-то считает её позорным памятником социалистических времен, кто-то относит к лучшим образцам современного искусства. Однозначно, что чешскую столицу уже невозможно представить без этой «космической ракеты», взмывающей ввысь над Прагой.
Красоте требуется функциональность
Угодить всем невозможно, ни одному художнику ни в какие времена это не удавалось. Обязательно находился «эксперт», который в достоинствах видел недостатки, в инновациях – пренебрежение к традициям, в экспериментах с новой формой – безвкусицу. Ясное дело, что возвышающаяся над Прагой 200-метровая «выскочка» подверглась art-обстрелу художественных критиков и критиканов ещё на этапе планирования.
Острая необходимость в новой телевизионной вышке возникла в конце семидесятых лет прошлого столетия. С 1953 года антенны передатчиков телевизионного сигнала располагались на Петршинской башне 1891 года постройки, высотой 63,5 метра (324 м над уровнем моря). Изначально эта стальная конструкция ничего общего с утилитарными задачами по размещению антенн, тем более телевизионных, не имела. Её задумывали как копию Эйфелевой башни в Париже. Между прочим, беднягу чуть не срубили под самый корешок во время немецкой оккупации: сам фюрер высказал в 1939 году мнение о том, что «Петршинка» мешает-де ему лицезреть на город из окон Пражского града. Слава Богу, приказ не был немедленно принят к исполнению, башня осталась на месте.
Во время «телевизоризации» всей Чехии вышка была переоборудована для технических целей и служила верой и правдой 25 лет. К середине семедесятых, однако, стало ясно, что её техническое состояние уже не позволяет вести полноценную, а главное – безопасную эксплуатацию. Начался выбор места для новой, отвечающей современным требованиям телевизионной башни.
Земельный вопрос высокого уровня
Из десяти предложенных мест для постройки новой телевышки столичные власти выбрали район Малеровых садов. Основным критерием была расположение: сигнал должен покрывать максимальную площадь города. Этим обуславливалась и высота башни: не менее 200 метров. Дополнительным условием было и щадящее панораму города архитектурное решение: эдак поэлегантней вписать в облик старинного города модерновый шпиль, напичканный антеннами и локаторами. Соперниками Жижкова (башня находится на пограничной черте между районами Жижков и Винограды) были в ту пору район Парукаржка и Панкрац. Первый «провалился» из-за нежелательной близости военных объектов, второй – из-за соседства с Нусельским мостом. Площадка Малеровых садов имела одно существенное «но»: на их территории располагалось старое еврейское кладбище. Оно уже давно не действовало, место превратилось в парк, но земля принадлежала Еврейскому обществу, и находившиеся здесь могильные плиты были под патронатом последнего. Тогдашний монополист в области связи — фирма «Чешские телекоммуникации», долго вела переговоры с Еврейской общиной на предмет выкупа «кладбищенской» земли. Наконец, в 1985 году торги закончились успешной сделкой: сумма в 102 000 чешских крон удовлетворила обе стороны.
Увы, местные жители подобного удовлетворения не испытывали. Одних пугало присутствие в непосредственной близости их жилищ зловещего, невидимого, но, как им представлялось, опасного для здоровья телесигнала. Вторых беспокоили останки усопших евреев, которые должны были подвергнуться эксгумации. С последней проблемой все решилось достаточно благополучно: наиболее ценные плиты были перемещены на Новое еврейское кладбище и, как и прежде, доступны широкому кругу любознательной общественности. Строительство башни началось в 1985 году.
«Ноу хау» на высоте
Возведение в центре города новой телебашни поставило перед строителями сложную задачу. Модный в то время железобетон, применяемый в высотных конструкциях, успел уже наглядно продемонстрировать свои недостатки: трещины и коррозия при неблагоприятных погодных условиях. Муниципальные власти города не желали видеть на Жижкове ещё один источник загрязнения окружающей среды, поэтому требовали от строителей гарантий качественного материала и технологий. Команда главного конструктора Йиржи Козака сделала выбор в пользу стальбетона, так как именно данный материал отвечал и требованиям экологов, и был максимально эффективен при воплощении авангардных задумок архитектора. Не обошлось и без местного «ноу-хау».
Круговые тубусы трех составных башен из стали имеют на внутренней стороне систему горизонтальных скоб и так называемых «булавок», которые обеспечивают «обертывание» конструкции стальным плащом в виде 30-сантиметровой стенки. Эту технологию строители запатентовали и она уже неоднократно применялась в мире при строительстве высотных объектов с повышенными требованиями аэродинамичности и компактности.
В итоге башня обрела вид космической ракеты: ввысь взмыли 3 гигантских столба с «навешенными» на них кабинками и изящным шпилем, устремленным в облака. Два «столба» имеют высоту 134 метра и диаметр 4,8 метра, основной – 6,4 м диаметр и 219 метра в высоту. В главном корпусе имеются два лифта общественного пользования (скорость – 4 м/сек), в двух остальных – пожарная лестница и технологический лифт для персонала. Под землей, на глубине 15 метров, башню держит железобетонный «якорь» в подобии 30-метровой плиты толщиной в четыре метра. Башня снабжена системой амортизаторов, так как при сильном ветре отклонения от вертикали могут достигать 120 см.
Испытания телевышки были начаты 3 мая 1991 года, а уже в июне Петршинская башня полностью передала свои полномочия молодой Жижковской «ракете». Однако официальной датой введения в строй башни все-таки принято считать февраль 1992 года, когда для широкой общественности были торжественно открыты ресторан (на высоте 63 метров) и смотровая площадка (на уровне 93 метров).
Пусть всегда будет башня!
Споры об эстетической ценности столичной телебашни никогда не утихнут. Старшее поколение пражан, особенно живущих в её непосредственной близости, стараются даже не поднимать глаза на «монстрозное страшилище». Те из них, кто следит за чудесами технического прогресса и понимает, что с развитием спутниковых технологий надобность в высотной антенне практически сведена до минимума, – вообще клянут городские власти на чём свет стоит. Мол, зачем надо было так портить Прагу «телевыскочкой», которую теперь и спрятать никуда невозможно, и толку от неё никакого? Молодое поколение, которое родилось после 1992 года, этим вопросом не задаётся вообще, а воспринимает нахождение в их городе очередного объекта современной архитектуры как данность. Они водят иноземных друзей пофотографировать ползущих по башне негритят работы скульптора Давида Черного, понаблюдать за красотами Праги со смотровой площадки или просто посидеть в уютном ресторанчике. Скорее всего, в этом вопросе молодежь права: надо уметь полноценно наслаждаться тем, что имеем.
Для любознательных:
- Автор проекта: Вацлав Аулицкий (Vaclav Aulický)
- Время строительства: 1985-92
- Высота башни: 219 метров (474 метров над уровнем моря)
- Видимость с высоты смотровой площадки: 100 км
- Общий вес: 11 800 тонн
- Часы работы для посетителей: ежедневно с 10.00 до 23.30
- Стоимость входного билета: 150 крон.
В 2000 году по башне «полезли» гигантские черные карапузы: скандально известный архитектор Давид Черный в соавторстве с Вацлавом Аулицким разместил на телевышке скульптуры стоящих на четвереньках малышей, так называемых Babies. Эти забавные пупсы вызвали очередной взрыв общественного мнения по поводу «черного» юмора господина архитектора: вместо лиц у человеческих детенышей было нечно непонятное («зомбированное телевидением молодое поколение без собственного лица?»), да и чёрный колер их пластиковой «кожи» был не совсем политкорректен. Стоит заметить, что «перфоманс» Mimina/Babies был осуществлен в рамках проекта «Прага – европейский город культуры 2000». Зимой голопопых младенцев с вышки убрали, но потом решили инсталлировать обратно. Там они обитают до сих пор; трое «бэбис» поселились в парке на Кампе, рядом с музеем современного искусства. Туристы обожают фотографироваться на их фоне.
В 2009 году туристический сервер Virtual Tourist включил Жижковскую телебашню в список 10-ти самых некрасивых архитектурных объектов современности. «Не могу сказать, что мне была приятна такая оценка, — говорит архитектор Вацлав Аулицкий. – Тем не менее, успокаивает тот факт, что это не вердикт професионалов, который бы меня действительно огорчил.» Пражанам тоже не стоит сильно расстраиваться из-за присутствия в списке архитектурных «страшилок» их родимой башни. В один ряд с ней «эксперты» из Virtual Tourist поместили и парижский центр Помпиду, который, между прочим, признан специалистами чуть ли не образцом элегантности в современной архитектуре.