У Штепана Брабенеца – золотые руки: за что бы он ни брался – всё получается, всё ладится. Будто через руки его проходит потоком какая-то энергия, дающая жизнь неодушевлённым предметам, и начинают они своё земное существование: один по – первому, а иной – и по десятому кругу…
По специальности, по профессии, по призванию и даже по жизненной философии Штепан – реставратор. В его дипломе написано «реставратор-краснодеревщик». Сколько себя помнит – что-то чинил, вырезал, и очень любил… играть в куклы. Родители брали мальчика с собой на работу, а для него не было ничего прекрасней, чем оказаться за кулисами театра «Петрушка» и там часами «общаться» с деревянными звездами кукольной сцены. Мама – литературный редактор театра, отец – реставратор марионеток и осветитель сцены: как тут не пойти по стопам родителей, когда в доме с детства был «кукольный» культ? А если серьезно, то родители своим личным примером, без лишних слов демонстрировали, что хорошее и любимое ремесло в руках – залог спокойной жизни в ладу с самим собой и окружающим миром.
Штепан закончил школу, потом художественно-промышленное училище. Тем временем «Петрушку» закрыли; было немного грустно видеть потускневшие глаза мамы и отца, которые театру отдали столько лет своей жизни. Но всё плохое – предвестник чего-то хорошего, как гласит чешская пословица. Пани Брабенцова на семейном совете высказала своим мастеровитым мужчинам «предпринимательскую» мысль: изготавливать куклы на заказ, как раньше делали их для театральной мастерской. Вот так и начался новый этап уже семейного кукольного бизнеса, но совсем не по игрушечным правилам.
Надо сказать, что Штепан Брабенец в мире чешских реставраторов известен совсем не по «кукольным» делам, он мастер-реставратор высокого класса. Почти 16 лет Брабенец работает в команде профессионалов Государственного технического музея в Праге, где «оживляет» совершенно уникальные вещи. Недавно, к примеру, восстанавливали для предстоящей экспозиции вековой давности мотоциклы, велосипеды, моторы от «доисторических» самолетов.
А что куклы? Работа, бизнес или часть души? К счастью – всё одновременно.
Кукол, которые изготавливает Мастер, можно разделить на несколько групп, соответственно стилю исполнения. Марионетки группируются на «классику», «античную мифологию», «подростковые», EMO и MANGA. Классические деревянные куклы – классика, «подростки», «улыбки», MANGA.
Без лишних эмоциональных комментариев понятно, что каждая кукла – это живое существо, со своим характером и даже манерой поведения. У марионеток это особенно чувствуется: у каждой – своя особенная походка, привычка сидеть или поворачивать голову. Не секрет, что лицо каждой куклы – это конкретный человек из жизни Мастера, которого он по причинам схожести характеров связывает с «игрушечным» образом.
Без юмора в искусстве никак нельзя, а в «кукольном» деле – тем более. К примеру, серия кукол «Подростки» возникла благодаря девочке-тинейджеру Терезе, которая ураганом капризов своего «переходного возраста» готова была смести всё на своем пути. Бедняга сама страдала от своего юношеского максимализма, но не принимала никаких замечаний или критики от близких людей. Как было девчонке показать карикатурность такого поведения ? Только смешной деревянной куклой по имени Тереза с гримасой обиды на весь мир. Кстати, лекарство сработало, «переходный возраст» устремил поступки в нужное русло. Но Мастер увлёкся серией «подростковых» кукол из-за «живописности» характера, причем даже придумал им второе название – «нежные нахалы».
Серия кукол «Улыбка» — сентиментальные человечки, при одном взгляде на которых хочется улыбнуться, взять их в руки, приласкать и погладить. «Дерево – это самый тёплый из твёрдых природных материалов, — говорит Штепан. – Даже если кукольный персонаж отрицательный, лицо злое и образ дерзкий, все равно невольно тянется рука взять это существо в руки и попытаться помочь…»
Пожалуй, внимательный взгляд может разглядеть в работах автора его личную жизнь, пристрастия, неприязнь, иронию или сарказм. Но не стоит препарировать душу художника, тем более, что вся она, как на ладони — в творчестве. Куда приятнее просто полюбоваться на мастерскую работу «золотых рук» и поблагодарить за радость, которую они нам дарят.
Редакция благодарит Штепана Брабенеца за предоставленные фотографии из личного архива.