Шедевру пражского позднего сецессион-модерна и функционализма, дворцу „Коруна“, венчающему главную, Вацлавскую площадь чешской столицы, недавно исполнилось сто лет. Но он по-прежнему молод и надеется на то, что размененное им второе столетие принесёт удачу и успех, причём в гораздо большем масштабе, нежели век предыдущий.
Ломать — не строить
Как время-то летит, господа!.. Не успели мы толком и пену сдуть с бокала свежего пива, сидя на террасе ресторанчика, что на углу проспекта На Пршикопе и Вацлавской площади, — а уж часы истории отбили более ста лет тому моменту, когда в конце января 1911 года в Праге был объявлен архитектонический конкурс на строительство здесь нового полифункционального дворца. Вырасти ему предстояло на земельном участке, расположенном именно на этом самом, чрезвычайно привлекательном и аппетитном перекрёстке, издавна именуемом Золотым крестом, — одном из самых видных мест на «Вацлаваке». Инвестором была фирма с длинным названием: Первое чешское всеобщее акционерное общество для страхования жизни (которое позже получило имя по названию своей резиденции — «Коруна»). Эта компания закупила три старых дома, составлявших угловую развязку.
Речь шла о весьма ценных постройках, которые сегодня бы, без сомнения, находились под строгой защитой закона об охране памятников истории и архитектуры, их и пальцем никто бы не посмел дотронуться; дело в том, что история их создания связана с эпохой основания Нового Мнеста пражского, то есть, аж с 14-м столетием. Наиболее ценным был именно угловой дом с фасадом, исполненным в стиле барокко. Назывался он „У Шпинков“. В 19-м веке здесь размещалось прославленное „Венское кафе“, которое, между прочим, посещали также и гиганты мысли, отцы чешского Возрождения – Франтишек Палацкий и Франтишек Ладислав Ригер. Но 100 лет назад о таких «мелочах» никто не думал — этот дом решено было принести в жертву поступи современного прогресса.
Также при возведении нового дворца было тзначально решено снести и архитектонически чрезвычайно ценный неоренессансный Хаасов торговый дом, что на улице На Пршикопе (архитектор Алекс Линсбауэр, 1869-71), за каменным фасадом которого скрывался эффектный интерьер с металлическими колоннами, лестницей и так называемым паровым подъёмным устройством: на специальную раму выкладывались персидские ковры, которые филиал прославленной венской фирмы предлагал на продажу. Однако, к счастью, владельцы комплекса продавать его отказались, и тогда Хаасов дом был „вмонтирован“ во вновь построенный дворец, который, в конце концов, получил название „Коруна“ (по-русски — «Корона»). „Хаас-Хаус“ здесь стоит, кстати, до сих пор – в нём размещён магазин фирмы Benetton. Заказчик сам придумал остроумное решение: слева от Хаасова дома будет находиться будущий узкий фасад „Коруны“ со входом в новый пассаж, который внутри обретёт прямоугольный излом и „вольётся“ в Вацлавскую площадь.
Сделайте нам мультифункционально
Итак, соревновавшиеся архитекторы получили изначально заданный контур и основную структуру новостройки; их также „озадачили“ мыслью о том, что необходимо акцентировать угловую развязку башенной надстройкой. В рамках «тендера» разгорелась яростная борьба. Известно, что крайне интересный проект постройки дворца был предложен знаменитым чешским архитектором Яном Котерой, но жюри, в конце концов, выбрало вариант, выдвинутый его учеником Антонином Пфайффером (1879-1938). Речь шла об уже достаточно известном мастере искусств, который к тому времени прожил несколько лет в Париже и других европейских столицах. Он предложил проект роскошного 6-этажного железобетонного здания с башнеподобным угловым центром, завершённым стилизованной короной и скульптурами атлантов, её поддерживающими. Цоколь здания пронзил застеклённый прямоугольный пассаж с выходами на площадь и улицу.
В Праге Пфайффер в те годы успел прославиться спроектированными в стиле сецессион-модерн виллами в районе Старый Бубенеч. Помимо участия в строительстве памятника Яну Гусу, архитектор был широко известен и тем, что спроектировал интерьеры пражского отеля «Париж». Но „Коруна“ является, бесспорно, самой значительной работой Пфайффера. Он создал характерный для того времени размашисто-великолепный дворец пражского сити с железобетонной конструкцией, который, наряду с одновременно строившимися в ту пору Шупиховыми домами („Рококо“), дворцами „Звезда“ (Мелантрих) и „Люцерна“, принадлежит к числу ярких примеров мультифункциональных пражских зданий.
Уже в 1912 году было выдано разрешение на строительство. Закипела работа. Постепенно стало ясно, что по архитектурному стилю монументальный дворец „Коруна“ будет относёе к так называемому геометрическому, позднему модерну, использующему мотивы, напоминающие кубизм. Интересна угловая башня с вершиной в виде стилизованной короны. Эффектен богато и рельефно оформленный пассаж дворца, состоящий из двух крыльев. Необычны грандиозность пространства и конструкционная облегченность постройки. Короче говоря, дворец получился. Это была удача — и для архитектора, и для города.
Полностью статью читайте в журнале ЧЕХИЯ-ПАНОРАМА №35(6)/2011