Дворцы и храмы «денежных мешков»

 Банкиры всегда были склонны показывать окружающим, что дело, служение «культу Маммоны» в его общественно-приемлемом варианте есть дело государственной важности. И здания для этого нужны соответствующие. Символизирующие как истину «не подмажешь — не поедешь», так и роль денег как универсальной экономической «горюче-смазочной жидкости». Известно, что кредитованием в Древней Греции издревле занимались храмы. Особенно известными были святилища в Дельфах, Коринфе, на острове Делос. Не мне вам говорить, что храмы предки наших православных южноевропейских братьев делали на совесть. Сейчас турист даже на их развалины, и то валом валит посмотреть.

Храмово-банковский интерьер тоже был обставлен со вкусом. Основное внимание уделялось «сейфам», то есть горшкам, в которых хранились разные монеты 1136 (!) греческих городов. Тогдашнее народное хозяйство так и называлось — «экономика горшков». Причем емкости под деньги были не только из глины, но и из металла, дерева, кости, текстиля и кожи. Изображение на одной античной вазе позволяет предполагать наличие несгораемых сейфов. О престиже банковского дела в Древнем Риме хорошо сказал Гай Петроний Арбитр, живший в 1-м веке нашей эры: «Чье самое трудное занятие, после литературы? По-моему, лекаря и менялы. Меняла же сквозь серебро медь видит». Чтобы лучше видел серебро, меняле нужно было создать соответствующие условия работы. И создавали.

Чешский Уолл-стрит, или «Золотой бульвар»

Памятуя заветы античных классиков товарно-денежных отношений, прижимистые и умеющие деньги считать чехи (в отличие от многих своих братьев-славян) никогда не страдали от их острого недостатка. Особенно это их качество проявилось в эпоху развития капитализма. Который, впрочем, не замедлил напомнить чехам о вреде зазнайства. Интенсивное развитие чешской экономики, связанное с приходом сельского населения и развитием мануфактур после отмены крепостного права в 1780 году, прервала катастрофа 1811 года, когда Чехия пережила «дефолт», банкротство государства и обесценение валюты. Чехи поняли, что без сильных банков сильное народное хозяйство им не построить. И что экономить можно на всем, кроме хороших финансов. А также домов, в которых эти финансы живут.
Главные банковские центры, разумеется, возникали и развивались в Праге, а конкретнее — в самом сердце столицы королевства Чешского. Широкий бульвар, который сегодня именуют На Пршикопе, возник в конце 18-го века на месте остатков пражских фортификаций — «пршикопов», или рвов, тянувшихся от Пороховых ворот к воротам Гавелским (которые стояли на месте сегодняшней станции метро Můstek). Интересно, что это место когда-то занимало древнее поселение с очень точным названием Худобице («худый» по-чешски означает «бедный»). И в средние века ничто не предвещало, что бедный квартал станет одним из самых богатых в Праге, и банкиры будут соревноваться друг с другом за право построить здесь свой банк.

Под сенью бога Меркурия

Более, чем 110 лет пражане и гости чешской столицы с восхищением рассматривают здание сегодняшнего UniCredit Bank (бывшего Земского, а позже — Предпринимательского банков). Оно выросло на месте бывшего Музея королевства Чешского в 1896 году, в стиле чешского ренессанса по проекту архитектора Поливки. Главный фасад здания был обращен на улицу На Пршикопе. Украшали его лучшие художники: эскизы люнетов сделал сам маэстро Миколаш Алеш.  Впечатляющие мозаики, сверкающие золотом, олицетворяют источники хозяйственного благосостояния и патриотические аллегории. По обеим сторонам от главного входа — скульптуры Станислава Сухарды, изображающие Торговлю, Промышленность, Земледелие и Технологию. Лицом к  Пороховой башне обращена статуя бога торговли Меркурия. Еще более богат интерьер банка. В вестибюле, например, находятся две большие картины Макса Швабинского: «Святой Вацлав, благословляющий народ» и «Аллегория Благополучия и Труда». Центр здания — главный банковский холл со стеклянным потолком, гербом королевства Чешского и геральдическими знаками городов.

Бульвар На Пршикопе издавна был неравнодушен к финансовым делам. Еще австрийцы здесь построили для «младших братьев-чехов» первое здание Банковского управления.  Когда Чехия в середине 19-го века, оправившись от ударов судьбы, начала входить в неплохую экономическую форму, встал вопрос о собственных «храмах финансов». После возведения в 1841 году второго моста через Влтаву коммуникационная артерия Национальный проспект — Пршикоп с примыкающей к ней Вацлавской площадью стала центром города. Близость нового Пражского вокзала (сегодня — Масарикова) благоприятствовала строительству больших банковских домов именно в этом районе. Здесь вырастают здания банков: Чешского сберегательного (1857-63), Ипотечного чешского (1889-90), Городского пражского сберегательного (1891-94), Земского (1894-96), Предпринимательского (1898-1901) и Пражского кредитного (1899-1902).

Полную версию статьи читайте в журнале ЧЕХИЯ – панорама №1 /18/2009