Впереди Европы всей

4

Информация о том, в чём же жители Чехии являются самыми лучшими и наичемпионистыми, пестрит самыми необычными фактами и невероятными комментариями. Поскольку чехи диалектически не лишены ни изрядной доли самовлюблённости, ни необходимого заряда самокритичности, то они сначала самозабвенно сочиняют о себе всякие мифы с тем, чтобы потом их отважно развенчать. В чём-то чехи уже давно не первые, или даже никогда ими не были. Но они по-прежнему тешат себя иллюзиями, а СМИ их в этом отношении лишь подзадоривают. Впрочем, справедливости ради надо признать, что они явно не одиноки в увлечении подобного рода национальным спортом.

Правила игры таковы: если чехи окончательно ещё не впали в меланхолию и их не обуяло плохое настроение, если у них нет желания и повода всё вокруг ругать по чём попадя, то они с удовольствием (прежде всего — при встрече с иностранцами) рассказывают о том, какие они классные и в какой замечательной стране живут. По части футбола и хоккея им уже в последнее время гордиться особенно-то нечем, поэтому чехи избирают для саморекламы излюбленные, но трудноизмеряемые первенства. Якобы у них — самые красивые девушки, самые прекрасные пейзажи-ландшафты, они — самый культурный или, в крайнем случае, самый музыкальный народ. Иногда им это удаётся доказать с помощью «жёстких цифр»: так, например, «Правчицкие ворота» в туристической области Чешская Швейцария якобы являются благодаря своей 25-метровой длине крупнейшим песчаниковым мостом в Европе. А вот большинство остальных «памятных медалей» (кстати, во многих случах почерпнутых из сравнительного исследования токийского университета Мейджи) вряд ли стоило бы выставлять на всенародное обозрение. Но, как известно, из песни слов не выкинешь…

«Давай закурим, товарищ, по одной…»

«Всей семьёй мы сходимся при сортировке урожая; тут уж есть возможность всласть друг с другом наговориться между собой,» с ноткой неподдельного лиризма рассказывает отец 18-летнего пражского гимназиста. Думаете, речь идёт об уборке картофеля? Ошибаетесь… Отпрыск на огороде уже несколько лет выращивает… марихуану. Вот такая семейная идиллия… Согласно «Европейскому исследованию об алкоголе и иных наркотиках», чешские студенты в возрасте 15-16 лет — чемпионы Европы по «забиванию косяков». Коноплю регулярно курит каждый шестой тинэйджер в этом розово-счастливом возрасте. Молодые чехи (до 34 лет) правят бал и в верхних частях европейских рейтингов по части глотания «экстази». Знакомство с этим «танцевальным» наркотиком свели 14,6 процента аборигенов; при этом в среднем по Европе цифра равна 5,6 процента. А первитин, который проник и на зарубежные рынки (например, в Германию и Польшу), вообще является чешским изобретением, поэтому не удивительно, что в его потреблении аборигены долгосрочно держат лидерство. В стране — более 20 000 потребителей «перника» (то есть, «пряника» — именно так любовно именуют первитин местные наркоманы); впрочем, справедливости ради, надо отметить, что потребление этого химического вещества (по-научному — метамфетамина) в последние годы снижается. На рынок начинает прорываться гораздо более дорогой кокаин (он же «снежок»). Молодые чехи также принадлежат к самым завзятым потребителям алкоголя.

Нерасторопная Фемида

Вопиющий парадокс: в рамках OECD (то есть, организации наиболее развитых стран мира) Чехия располагает самым большим количеством судей — из расчёта на количество жителей. При этом она, однако, принадлежит к государствам, где судебные тяжбы длятся больше всего. Долгих 16 лет, например, судится Алжбета Петцольд по поводу права на владение склепом в Доманине близ Тршебони. Неоготическое строение было конфисковано у глубокской ветви рода князей Шварценбергов, наследницей которого и является пани Петцольд; однако судьи никак не могут довести дело до конца. Так же долго ведёт дворянка, живущая в Австрии, и спор о замке в Глубокой, некогда аналогично бывшем шварценберговским. Кстати, перебор с количеством судей — явное наследие времён Габсбургской монархии: на втором и третьем местах по числу разодетых в мантии чиновников восседают Австрия и Венгрия. Но в Австрии хотя бы судебные делопроизводства проходят быстрее; впрочем, нельзя сказать, что тамошние судьи работают более качественно, чем чешские (хотя последние, конечно, грешат и леностью, и нерешительностью). В частичное оправдание последних можно сказать, что в иных странах судьи располагают большим количеством вспомогательного персонала. Процессы в Чехии продлевает также то, что подготовительное делопроизводство находится в ведении прокуратур, поэтому судьи им дела возвращают, например, для дополнения доказательной базы; в Австрии этим занимаются непосредственно сами суды.

SONY DSC

«Сиреневый туман над ними проплывает…»

Зимой большие города и промышленные агломерации Чехии густо окутывает серо-седая мгла. Из-за инверсионных погодных условий люди с омерзением откашливаются-высмаркиваются; заполняются до отказа врачебные залы ожидания. За неделю до студенческой манифестации в ноябре 1989 года на пражском Национальном проспекте, ставшей началом «бархатной» революции, то есть, ещё при «проклятых большевиках» против удушливого смога протестовали отчаявшиеся жители северочешского города Теплице. Сегодня же, когда Чехия по-прежнему остаётся крупнейшим производителем углекислого газа по отношению к ВВП (среди стран OECD) и принадлежит к лидерам по части выбросов сернистого ангидрида, протесты по этому поводу устраиваются лишь изредка. Углекислые газы испускают прежде всего электростанции, работающие на буром угле, и автомобили; его вдыхание вызывает болезни дыхательных путей и рак. Правительство и ратуши некоторых больших городов однако, видимо, хотят это первенство удержать любой ценой. Например, Чехия два года назад подала в суд на Еврокомиссию за то, что та ей приказала существенно снизить эмиссию парниковых газов. И выиграла процесс у ЕК! А магистрат столичного города Прага, где по вине автомобильного транспорта в центре города — самый плохой воздух в стране, отказывается радикально ограничивать свободу водителей (например, вводить шоссейный сбор по примеру Лондона). Вместо этого строятся подземные автобаны, которые могут наполнить город ещё большим количеством автомобилей. Помимо столицы, от загрязнения атмосферы больше всего страдают всё та же Северная Чехия и Северная Моравия.

СПИД на вороту не виснет

Каждую неделю два-три чеха слышат плохую новость: «Вы — ВИЧ-позитивны…» Речь идёт о достаточно крупных неудачниках, поскольку незащищённый половой акт с неизвестным партнёром имел (согласно исследованию производителя презервативов) каждый второй чех — и при этом подавляющее большинство из них треклятой болезнью не заразилось. Чехия среди стран OECD демонстрирует наименьшее количество людей, подхвативших этот смертельно опасный вирус. В то время, как в Европе на 100 тысяч жителей приходится 336 ВИЧ-позитивных людей старше 15 лет, в Чехии эта цифра равна «лишь» 17 несчастливцам. Для сравнения: в Африке 100 тысяч жителей — это 4735 инфицированных. От СПИДа с 1986 года (когда этих пациентов начали регистрировать) умерли 150 чехов; более, чем половина заболевших — гомосексуалисты и бисексуалы; треть заразилась при гетеросексуальном контакте. Пять процентов — это наркоманы, которые инфицировались через грязную иглу, ещё часть получила вирус «с помощью» переливания крови в те времена, когда ещё донорам не делали тесты на наличие вируса ВИЧ; есть и случаи переноса заражения с матери на ребёнка. Кстати, Чехия вообще в целом (среди стран OECD) может похвастаться наименьшим количеством смертей от инфекционных заболеваний.

Полностью статью можно прочитать в журнале ЧЕХИЯ-панорама №30 (1)/2011