Его высочество башмачник

manolo

«В хорошей обуви хочется танцевать, жить, двигаться! Если чувствуешь себя иначе, выбрасывай туфли без сожаления».
Маноло Бланик

Юный портняжка

28 ноября 1942 года в маленьком городке Санта-Крус-де-ла-Пальма на Канарских островах родился Мануэль Родригес Бланик. Он стал вторым «королём обуви» мира моды прошлого века, в жилах которого текла чешская кровь. Но если семья первого, легендарного Томаша Бати, несколько веков занималась сапожным ремеслом и, таким образом, профессиональное будущее мальчика было предрешено, то юному Мануэлю, росшему в достатке и роскоши, прочили карьеру дипломата. Отец, чех по происхождению, был владельцем крупных банановых плантаций и обеспечивал семье высокий уровень жизни. Воспитанию детей уделялось много времени и средств. Мать, красавица-испанка, которая прекрасно рисовала и занималась гравюрой, привила Маноло и его сестре Эванджелине любовь к искусству и моде. Большая модница и рукодельница, маман брала уроки у местного сапожника и научилась шить невероятно удобные и элегантные эспадрильи ( матерчатые тапочки, с джутовой подошвой и парусиновым верхом – прим. авт.). Одежда всем членам семьи заказывалась только у знаменитых французских портных, а модные тренды отслеживались по заморским журналам Vouge и Glamour, которые выписывались регулярно. Сам мастер вспоминает, что с раннего детства питал страсть к красивым вещам, обожал присутствовать на примерках родительских нарядов и даже собственноручно «отшивал» одежду и обувь для громадного попугая ара и ручной обезьянки.

«Ваша сила – в экстравагантности!»

Когда Мануэлю исполнилось 12 лет, семья переехала в Женеву. Здесь, по настоянию родителей, он поступил в престижный университет и начал изучать право и мировую политику. Увы, к такого рода наукам юный Бланик не тяготел; после крупного разговора «по душам» с родителями он перешёл на факультет архитектуры и искусства. В 1965 году молодой человек решил переехать в Париж, чтобы пройти курс обучения на факультете искусства при школе Лувра. Одновременно началась взрослая жизнь, на которую приходилось самостоятельно зарабатывать. Маноло нашёл место продавца в небольшом винтажном бутике на улице Бонапарта, параллельно подрабатывая художником-декоратором и от случая к случаю пополняя финансовые запасы за счёт сделок в антикварном бизнесе. В 1970 году – новый переезд, теперь уже в Лондон. Удивительно, но не гламурный Париж, а именно дождливая столица туманного Альбиона стала для мастера родным домом. «Англия – единственная страна, где вы можете оставаться самим собой,» говорит Бланик. Здесь началось его «врастание» в индустрию моды. Бланик пробовал себя в качестве фотографа и репортера в Sunday Times, там же познакомился с Паломой Пикассо – дочерью великого художника и будущей музой Ива Сен-Лорана. В компании с ней и фотографом Эриком Боманом Бланик полетел в Нью-Йорк, где ему судьбой была уготована встреча с Дианой Вриланд, тогдашним редактором американского Vouge и почти всемогущей личностью в мире моды.

В глубине души Маноло Бланик видел себя художником по костюмам, и на встречу с Вриланд притащил кучу эскизов, дабы продемонстрировать свои блестящие идеи. Её реакция озадачила Бланика: Диана осталась совершенно равнодушна к многочисленным рисункам костюмов, даже не потрудившись внимательно их рассмотреть, но восторженно отозвалась о моделях туфелек: «Молодой человек, ваша сила – в экстравагантности, занимайтесь аксессуарами. Только аксессуарами!» Вриланд славилась безупречным вкусом, феноменальным чутьем на таланты и умением сводить вместе нужных людей. Она представила Бланика руководству крупнейшего магазина Berdorf Goodman, и с этого момента увлечение модой превратилось для него в удачный бизнес.

blahnik

Звёздный сапожник

В 1971 году Маноло Бланик получает предложение от культового дизайнера Оззи Кларка разработать серию моделей обуви для его модного показа. Это был первый публичный выход Маноло в свет высокой моды. Приглашённые гости, дизайнеры, а особенно – модели запомнили этот показ надолго. По совершенно непонятным причинам произошёл досадный технический казус: Бланик… забыл укрепить каблук у всех туфель и босоножек! Сейчас история вспоминается со смехом, но, глядя на чуть ли не падающих на подиуме манекенщиц, которые с трудом удерживали равновесие, Маноло тогда мысленно прощался с карьерой. На следующий день лондонская Women’s Wear Daily, комментируя показ, написала, «что даже обувь, которую Бланик создает, невозможно носить, всё равно о ней стоит писать”. Эта рецензия прозвучала как благословение.

В 1972 году вышла первая самостоятельная коллеция Бланика для лондонского бутика Zapata, а уже через год Маноло выкупил магазин у владельца. Всё та же Women’s Wear Daily назвала бутик «одним из самых экзотичных мест Лондона». Сюда, в район Челси, к «золотому сапожнику» приходят за покупками Шарлотта Рэмплинг, Бьянка Джаггер, Джери Холл, Джейн Биркин. Сам модельер в одночасье становится «звездой». К слову сказать, Бланик был первым мужчиной в истории американского Vogue, который появился на обложке журнала: Маноло с Анжеликой Хьюстон томно позируют на фоне алого морского заката.

В 1979 году Маноло Бланик открыл первый магазин в Нью-Йорке, на Мэдиссон Авеню. Одновременно идет успешное сотрудничество с компаниями Calvin Klein,  Perry Ellis, Rifat Ozbek, Zandra Rhodes, Jean Muir, Yves Sent Laurent. Бланик разрабатывает коллекции для компании Dior, сменив на посту великого сапожника Роже Вивье. В 1992 году начинает сотрудничать с дизайнером John Galliano, чуть позже — с американскими марками Bill Blass, Oscar de la Renta, Zac Posen, Isaac Mizrahi и Caroline Herrera. Сегодня фирменные бутики Мanolo Blahnik находятся на всех пяти континентах планеты. Жаль, что в Чехии, на родине отца Мастера, пока ещё нет ни одного…

Секс — под каблуком

Самое интересное, что Маноло никогда профессионально не изучал технологию производства обуви. Возможно, успех Бланика объясняется его невероятной любовью к своему делу и пробивной энергией, доставшейся от отца-чеха. Модели, которые он создает, – необычные, стилистически инновационные и оригинальные. Именно Маноло принадлежит идея создания остроносых туфелек на шпильках, которые с начала 70-х являются уже классикой современной моды. Миллионы женщин по всему миру предпочитают носить именно эту модель обуви, изящную и сексуальную.

Недаром журналисты назвали Маноло Бланика пятой «звездой» сериала «Секс в большом городе», наряду с четырьмя главными героинями. Помните эпизод, когда Кэрри Брэдшоу говорит грабителю:  «Сэр, пожалуйста, берите сумочку Fendi, берите кольцо и часы, но только не трогайте мои Manolo Blahnik»? Это ли не наивысшая степень любви к туфлям?!

В 1996 году Мадонна произнесла знаменитую фразу «Туфли Мanolo Blahnik приносят такое же удовольствие, как и хороший секс. Только длится оно дольше». Правда, теперь между Маноло и его VIP-клиенткой пробежала черная кошка. В одном из интервью мастер нелестно отозвался о вокальных данных певицы, на что та желчно парировала: «Лучше ходить босой, чем в уродстве от Маноло Бланик». Как говорится, черный пиар – тоже пиар. К большому счастью, Бланик ни в одном из них сейчас уже не нуждается…

Интересно:

  • Отличительной чертой туфель Manolo Blahnik являются тонкий каблук, необычный дизайн, удобная колодка и использование самых различных материалов. По мнению самого дизайнера, главный секрет его моделей – это «легкость и женственность».  Не в последнюю очередь благодаря высокой цене (от 400 до 4000 долларов за пару) постоянными клиентами являются многие знаменитости, например, Наоми Кэмпбелл, Сара Джессика Паркер, Кайли Миноуг, Вайнона Райдер. В год Бланик собственноручно выполняет 5-6 заказов на сверхдорогую обувь. «Разврат и расточительство, — смеется он, прикрепляя бриллиантовые пряжки на изящную туфельку. — Возможно, моя обувь кому-то покажется слишком дорогой, но она сделана вручную из дорогостоящих материалов и просто не может продаваться за 150 долларов…»
  • Производственная база империи Manolo Blahnik обосновалась в маленьком итальянском городе Парабьяго, промышленном пригороде Милана. Обувь отшивается на четырех фабриках, имеющих различную специализацию (классические модели, спортивные модели, casual, модели для модных показов), а объем производства в день – всего 80 пар. «Я терпеть не могу все эти огромные компании, где, чтобы внести одну малюсенькую новую деталь, приходится проходить через кучу совещаний, – говорит Маноло. — Я не могу связывать себя с подобного рода вещами, я слишком стар для этого. У нас семейная компания, куда входят мои сестра, племянница и еще несколько человек. Наша фирма успешная, но не крупная. Мне так легче. Сегодня сохранять независимость очень непросто, вот почему мы должны упорно трудиться, чтобы  по-прежнему делать то, что люди хотят от нас получить. Я проектирую обувь только сам и не хочу, чтобы было как-то иначе. Я не хочу, чтобы на мои решения кто-то влиял. Иногда я создаю поистине замечательную вещь, а иногда она остается незамеченной, но, так или иначе, это целиком и полностью мое творение, моя идея, и я следую ей до конца.»
  • Каждая из основных 13 моделей туфель имеет своё название, иногда – даже имя собственное. В 1974-м Бланик сшил туфли для прародительницы всех современных модных эксцентриков Анны Пьяджи; модель до сих пор выпускается под названием Piaggi. Специально для редактора американского Vogue Анны Винтур ( прообраза стервозной Миранды Пристли из фильма «Дьявол носит Prada») в 1994 году Бланик создал модель бежевых туфель под названием A.W. Анна, справедливо почитаемая в качестве иконы современной моды, не расстается с ними уже больше десятка лет и считает самой удобной обувью на свете.