Чехи и россияне давно хотят дружить в разных областях, в том числе – и в научной. Аргументы, приводимые в пользу такого сотрудничества, известны: языковое родство, сходство менталитетов, аналогии в истории и периоды чрезвычайно тесных связей в прошлом. В аргументах есть много сермяжной правды, но много и противоречивой напряженности, часто совершенно напрасно нагнетаемой, особенно со стороны политики. Как следствие — продвижение в сторону прогресса пока серьезным и прорывным назвать нельзя. Между тем, даже ученику начальной школы, небрежно пролиставшему учебник по экономической географии, ясно, что чехи и россияне просто обречены на то, чтобы самым серьезным образом объединить свои усилия в научно-экономической сфере, а именно — в области инноваций, активного продуцирования ноу-хау и внедрения их в промышленно-коммерческую сферу.
Мост между Россией и Европой
Тут есть свои плюсы и минусы как с чешской, так и с российской стороны. Вот, например, как оценивают ситуацию в Праге, в министерстве промышленности и торговли, проанализировавшем позиции ЧР и РФ с точки зрения перспективы сотрудничества. Оптимизм чехам внушают, помимо всего прочего, собственное «относительно современное и эффективное» промышленное производство, а также способность заниматься производственно-технологической кооперацией . Напротив, одной из главных слабостей своих чехи считают «довольно низкий инновационный уровень в некоторых областях, связанный с отсутствием прикладных научных исследований». Что касается России, то локомотивом сотрудничества могла бы стать «модернизация устаревшей производственной базы и введение новых технологий в целом ряде промышленных областей (энергетика, добыча полезных ископаемых, металлургия и металлопроизводство, тяжелое машиностроение, химическая промышленность, земледелие и производство продуктов питания)».
Пресловутое «перекидывание чешского моста» между Москвой и Брюсселем уже давно стало притчей во языцех. По этому «мосту» отечественные и чешские маниловы давно мечтают осуществлять трансфер западных инноваций и технологий в РФ, а российских — в Европу. Но поток ноу-хау пока напоминает скорее ручеек. Проекты можно пересчитать по пальцам. Например, в 2005 году между ЧР и Ставропольским краем был подписан обоюдовыгодный договор о сотрудничестве — поставках в РФ электродиализных и баромембранных установок. В России такое оборудование считается дефицитным. Кроме того, было решено создать в Ставрополе лабораторию по электро- и баромембранным процессам: чехи готовят помещения и устанавливают оборудование на сумму 100 тысяч евро, а биотехнологии применяются российские. Есть и другие положительные примеры. Скажем, ученые Чехии и Санкт-Петербурга давно работают в тесной кооперации. В частности, много совместных проектов у Аграрной академии ЧР и петербургских институтов Академии сельхознаук России в области селекции и генной инженерии. Особенно же многообещающи программы по материаловедению, физике твердых тел и нанотехнологиям. Например, чехи и россияне совместно создают на основе нанотехнологий пленки, обладающие невиданными доселе оптическими возможностями. Но в целом, имея в виду обоюдный научный потенциал Чехии и России, говорить о серьезных успехах не приходится.
Отдел по борьбе с коррозией
Со времен, когда отношения между бывшей Чехословакией и бывшим СССР в научно-технической области развивались по нарастающей, шел активный обмен идеями, которые худо-бедно воплощались в жизнь, много воды утекло. Те, кто был связан с этими процессами, вспоминает о них с ностальгией. Но это вовсе не значит, что такие люди увязли в прошлом и не смотрят в будущее. Скорее, напротив. Примером тому служит работа человека, который решил сдвинуть с мертвой точки чешско-российское сотрудничество в области науки и техники, сформулировав идею создания Чешско-российского научно-исследовательского и технологического центра в Остраве.
Знакомьтесь: Цтирад Кршетинский, член правления Торгово-экономической палаты Моравско-Силезского края и председатель ее секции по хозяйственным связям с РФ и Украиной, он же – завкафедрой управления инновациями РХТУ имени Менделеева, он же — директор чешской инженерно-коммерческой компании KMC Group.
Фирма возникла в 1990 году, когда коллектив специалистов, имевших многолетний опыт в области проектирования и конструирования, решил заняться бизнесом на этой ниве. Вначале фирма модернизировала технологическое оборудование металлургических заводов в Чехии и Словакии. Сейчас она совершенствует металлургические технологии, поставляет станки, оборудование и АСУ, маркирует металлопродукцию в нормальных и экстремальных условиях в сотрудничестве с американской фирмой InfoSight®Corporation, разрабатывает и конструирует станки для металлообрабатывающей промышленности, а также работает в области трансфера передовых технологий. Главным образом речь идет о системах защиты от коррозии материалов металлопродукции, аппликации пластмасс в металлургии и тяжелом машиностроении. Офис KMC Group находится в остравском промышленном районе Витковице, на территории НИИ Vitkovice – Výzkum a vývoj. Кстати, именно здесь расположены заводы «Витковице Стил», купленные в 2005 году российским холдингом «Евраз».
Скоро сказка сказывается…
По образованию инженер-машиностроитель, Цтирад Кршетинский вот уже несколько лет неутомимо курсирует между Прагой, Москвой и Брюсселем (с заездами в США, Германию и другие страны), пытаясь создать в Остраве (при коммунистах ее называли «стальным сердцем республики») чешско-российский научно-исследовательский и технологический центр (НИТЦ). Вот и в апреле 2008 года он провел в Москве переговоры с руководством университетов и НИИ, потенциально готовых участвовать в работе НИТЦ и остравского чешско-российского научно-технического форума (он запланирован на 27-28 мая и посвящен проблематике исследовательских проектов НИТЦ).
Г-н Кршетинский встретился с руководством таких университетов, как РХТУ (академик Саркисов, профессора Колесников, Панфилов, Мешалкин), ГТУ МИСИС (профессор Левашов), МГУ инженерной экологии (профессор Баранов), а также с гендиректором Международного фонда биотехнологий академиком Угодчиковым, вице-президентом Государственного экспертного комитета академиком Голяковым, директором испытательного центра ВНИИГАЗ-Газпром профессором Харионовским и другими лицами, облеченными властными полномочиями.
Все они заинтересованы в создании НИТЦ, хотели бы предложить на форуме исследовательские проекты и обсудить план дальнейшей работы. Деятельный остравский вояжер побеседовал в Москве и с торгово-экономическим советником чешского посольства в РФ г-ном Стрейцем; темой разговора было привлечение к проекту научной базы отдельных регионов России (Санкт-Петербурга, Волгоградской, Вологодской, Свердловской и Ульяновской областей). Губернаторам этих субъектов Российской Федерации предварительно написал письма гетман Моравско-Силезского края Эвжен Тошеновский (Острава – столица этого края); от руководителей российских регионов получены положительные ответы. В конце июня в чешском посольстве в Москве запланированы переговоры с региональным руководством.
… да не скоро дело делается
— Технологии, над которыми работает моя фирма, а в будущем мог бы работать и НИТЦ, интересны как для России, так и для Запада. Речь идет о конструкциях и оборудовании для металлургии, — говорит Ц. Кршетинский. — Магистральное направление нашей деятельности — антикоррозийная защита. Металлургические фирмы проявляют повышенный интерес к решению этой проблемы. В рамках бюджетного проекта KONTAKT мы получили от чешского правительства 12 миллионов крон. Неплохо для начала, но, разумеется, серьезные научные разработки за такие деньги не делаются. Высокие технологии – дорогостоящее удовольствие, которое в случае успеха не только возвращает инвестиции, но и приносит немалую прибыль. В успехе проекта заинтересованы не только Россия, Чехия и Европа, но и весь мир. Например, веду переговоры с университетом Огайо (США) о сотрудничестве как при разработке, так и последующей коммерциализации подобных технологий. В процессе работы родилась идея — создать чешско-российский научный центр, который финансово поддержали бы не только наши страны, но и Евросоюз. Если проект одобрят, то удастся создать уникальный коллектив ученых, обеспечить им достойное вознаграждение и добиться солидных результатов.
Газпром уполномочен заявить
Особенно актуальными могли бы быть разработки будущего НИТЦ в области газовой промышленности. Например, профессор В. Харионовский из ВНИИГАЗ (Газпром) считает, что создание остравского центра позволит эффективно решить одну из основных проблем газовиков в европейском регионе. Речь идет о повышении безопасности и надежности эксплуатации газотранспортной системы Европы. Профессор Харионовский собирается приехать на майский форум в Остраве и сделать об этом доклад. Тезисы его уже сейчас ясны: НИТЦ получил бы от могущественного и богатого Газпрома заказ на решение таких задач, как: разработка единого пакета нормативно-технической документации, позволяющего обеспечивать одинаково высокий уровень надежности эксплуатируемых газопроводов; создание современных методов и систем диагностики для оценки технического состояния газопроводов с целью снижения рисков эксплуатации; исследование и разработка методик по оценке опасности дефектов в газопроводах; разработка методов продления ресурса и прогноза технического состояния газотранспортных систем; создание высокоэффективных ремонтных технологий, обеспечивающих минимизацию затрат в процессе эксплуатации; разработка и апробация новых высокопрочных труб, сварочных материалов, защитных покрытий, систем электрохимзащиты и так далее; участие в создании новых технологий при проектировании строительства газопроводов в сложных условиях (районы высокой сейсмической опасности, морские акватории, горные участки, подводные переходы и так далее).
Куй железо, не отходя от Брюсселя
Как родилась идея НИТЦ? Во время визита в Чехию в феврале 2006 года тогдашний российский президент Владимир Путин высказал желание инвестировать в российско-чешское научно-техническое сотрудничество миллиард крон. Уже в марте 2006-го я добился аудиенции у тогдашних премьер-министра страны Йиржи Пароубека и министра промышленности и торговли Милана Урбана. Идея создания остравского центра была поддержана. Межправительственная комиссия РФ и ЧР на московском заседании в октябре 2006 года приняла к рассмотрению предложение по НИТЦ, а через год, в Праге идею фактически одобрила и благословила. Проект стал особенно актуальным ввиду близящегося подсоединения Чехии к финансовым потокам ЕС по линии науки и исследований.
— В столице Евросоюза положительно относятся к идее НИТЦ, поскольку видят в России большого и перспективного партнера ЕС. Проект нацелен на получение львиной доли финансирования — 2 миллиардов крон — из еврофондов. Еще миллиард планируется получить из госбюджетов России и Чехии. Поскольку российские деньги невозможно вывозить за рубеж, эти средства пойдут на оплату исследований на территории РФ. С июня 2008 года можно будет подавать в правительство заявки с проектами. Если нам будет сопутствовать удача и Прага поддержит НИТЦ, то проект поедет в Брюссель. На что пойдут средства? Здание для центра строить не будем, помещения и лаборатории готов предоставить завод «Витковице Стил». Большую часть денег инвестируем в научный коллектив и оборудование. Ученый у нас будет получать гораздо больше, чем его коллега в Чехии или России. У нас уже сейчас есть список научных сотрудников, которых мы бы с радостью привлекли к работе. Предполагаемое количество команды исследователей — 150 человек, лучшие из лучших, национальных квот не будет, дело покажет, сколько в него войдет россиян, а сколько — чехов. Должен сказать, что ученый, способный делать активную науку, изобретать и открывать — это большая редкость, таких специалистов немного, они на вес золота.
Планируем серьезно заниматься промышленной реализацией будущих открытий, для чего воспользуемся, в частности, возможностями государственного агентства ЧР по содействию экспорта Czech Trade, имеющего 38 офисов в разных странах мира.
Для Чехии этот проект — уникальная возможность поднять собственный научный уровень, который сейчас — по-моему, один из самых низких в Европе. Стопроцентной уверенности в успехе пока нет, правительство во второй половине этого года будет рассматривать несколько проектов, подобных нашему, выбирая лучший. Когда речь идет о больших деньгах, всегда есть опасность того, что победит не дело, а чей-то более хваткий лоббинг, но я надеюсь на благоразумие чешских чиновников. Нельзя забывать и о том, что в случае успеха проекта мы частично решаем проблему утечки мозгов, которая есть и в РФ, и в ЧР: ученые уезжают на Запад за более высокой оценкой труда. У России существует и проблема с быстрым и эффективным внедрением открытия в коммерческую практику. Но качество российской науки — вне всякого сомнения. Уверен: нам есть чему друг у друга научиться, чтобы работать слаженнее и эффективнее.
журнал «ЧЕХИЯ – панорама» № 14/2008