Всепроникающая «паутина»

В Чехии в их «плетении» уже участвует примерно половина населения страны, так или иначе пользующаяся услугами интернета. В России этот показатель пока равен приблизительно 25%.
О силе и возможностях интернета лишний раз говорить не приходится. Сегодня без него уже трудно (а иногда – и невозможно)  учиться, работать, составлять бизнес-планы и делать бизнес… Просто жить, в конце концов. С одной стороны, это вызывает вполне обоснованные опасения тех, кто с недоверием относится ко всему, что рождает зависимость. С другой – понятно, что возможности, которыми интернет постоянно оснащает нашу жизнь, просто трудно переоценить.

В феврале 2010 года исполнится 18 лет с момента подсоединения тогда ещё Чехословакии к международной сети глобальной компьютерной коммуникации. Если в 1993 году подключением к интернету в Чехии могли похвастаться лишь 4000 человек, то через 13 лет, в 2006-м, это число возросло в более, чем 1000 раз, перевалив за 4 миллиона.

Согласно данным чешской компании Mediaresearch, опубликованным в апреле 2009 года, рост интернет-населения Чехии в возрасте от 12 лет и выше и не думал останавливаться: год назад, в феврале 2009-го его количество впервые в истории превысило 5 миллионов человек. Если сравнивать эту цифру с общим чешским населением (10,4 миллиона), то ясно, что речь идёт почти о половине всех жителей страны. Чтобы сравнение было ещё более наглядным, социологи соотнесли интернет-популяцию в возрасте более 12 лет с общим количеством населения в аналогичной возрастной структуре (9,2 миллиона). В этом случае интернет-популяция составляет уже 55% общего населения Чехии от подросткового возраста и выше.

Учёные подсчитали, что 70% жителей Чехии, просматривающих местные информсерверы, — в активном возрасте от 20 до 49 лет. 60% из них составляют мужчины. 40% — это граждане с высшим образованием, доходом выше среднего и положением по службе на уровне среднего и высшего менеджмента.

С поправкой на интернет-ветер

По понятным причинам количество реальных пользователей „паутины“ (РП) несколько меньше, чем общее число интернет-популяции. Но эта разница несущественна. В феврале 2009-го личный состав армии РП, который постоянно растёт, перешагнул границу 4,9 миллиона. Ввиду статистических тенденций роста можно ожидать, что статистика конца 2009 – начала 2010 годов покажет, что серверы ежемесячно и регулярно посещают более, чем 5 миллионов чешских пользователей. В феврале 2009-го каждый интернет-пользователь Чехии провел в „паутине“ в среднем почти 30 часов, в течение которых всего было изображено 7,2 миллиарда вэб-сайтов. Общее количество посещений растёт примерно таким же темпом, как и количество изображённых вэбов, — в феврале оно равнялось 816 миллионам.

Чешские интернет-реалии

Февраль 2008

Февраль 2009

Межгодовой прирост в абсолютном исчислении

Межгодовой прирост в относительном исчислении (%)

Реальные пользователи

4 606 530

4 933 045

326 515

7,1

Количество просмотренных вэбов

5 741 831 099

7 164 380 230

1 422 549 131

24,8

Время, проведённое в интернете

25:30:13

29:59:2

4:29:08

17,6

Количество посещений

650 322 555

815 859 464

165 536 909

25,5

Из долгосрочной статистики следует, что интернет-популяция ЧР является более молодой, образованной и располагает в своих рядах большим количеством мужчин, нежели общее население Чехии. В феврале 2009 года так называемый сильный пол по отношению к полу „слабому“ на интернете был в численном преимуществе, а именно — в соотношении 54:46. Причём интересно, что до 24 лет соотношение женщин и мужчин на интернете уравновешено. А вот начиная с 25 лет доля женщин несколько снижается; в последующих возрастных группах преобладает представительство мужского пола.

Наибольшую часть чешских интернет-пользователей в феврале-2009  составляла группа людей в возрасте 15-24 лет (28%). С прибывающим возрастом пользователей доли старших возрастных групп снижаются. Почти четверть „интернетчиков“ – в возрасте 25-34 лет, 35-44-летние обладают в общей массе пользователей почти 20%; интернет-обитатели в возрасте 45-54 лет представляют  собой 14%-ную часть, а самая старшая возрастная группа составляет десятую долю армии пользователей. Меньше всего в неё „отмобилизовано“ подростков в возрасте 12-14 лет (6%); впрочем, это объяснимо минимальным возрастным размером этой группы.

{mospagebreak}

Возраст «сети» не помеха?
(структура интернет-пользователей в ЧР)

Группа

Мужчины (%)

Женщины (%)

55 и более лет

6

4

45-54

8

6

35-44

11

8

25-34

13

11

15-24

14

14

12-14

3

3

Всего

54

46

Czech POINT и его «волшебные буфера»

Росту числа чешских пользователей «сети» в немалой степени способствует и расширение спектра социальных услуг, которые становятся доступными благодаря интернет-прогрессу. Последний, надо сказать, идёт вперёд семимильными шагами. Живой пример. Еще сравнительно недавно жителю чешской провинции приходилось две недели ждать, чтобы получить справку о несудимости (популярный документ, который требуется по жизни довольно часто), которую отсылали из Праги по почте. Потом в краевых судах ввели новую услугу: за те же 50 крон, что человек платил и раньше, здесь выдавали эту справку в течение нескольких минут: компьютерная сеть министерства юстиции немедленно посылала на места необходимую информацию. Другой проект закольцевал интернет-сети коммерческого (арбитражного) суда, кадастра объектов недвижимости и муниципалитетов. Информация «из Центра» теперь доступна практически всем субъектам, включая нотариусов, которые могут выдать справку на основании данных различных официальных органов прямо на месте.

Следующим прогрессивно-современным шагом чешского МВД было внедрение в жизнь Чешского Национального Терминала для подачи документов, их заверения и получения информации (Czech POINT). Этот проект направлен на «снижение чрезмерной бюрократии в отношениях между гражданином и системой общественного управления». Czech POINT служит в качестве ассистированного места исполнения управленческой функции, которое позволяет общаться с государством таким образом, чтобы не гражданин «обивал пороги», но «информация» бегала бы по нужным адресам вместо него. Да ещё почти мгновенно — через сети интернета. Пункты системы Czech POINT в настоящее время имеются в более, чем 3700 сельских и городских муниципалитетах, в избранных филиалах «Чешской почты», в представительствах ЧР, канцеляриях Хозяйственной палаты и офисах нотариусов. На вэбе проекта www.czechpoint.cz можно найти интерактивную карту, с помощью которой быстро отыщется ближайшее отделение Czech POINT. Этот самый Чешский Национальный Терминал предоставляет: выписки из кадастра объектов недвижимости, коммерческого и предпринимательского реестров, реестра неплатёжеспособности, справки о несудимости, выписки из балльной оценки водителей, а также принимает заявления согласно Коммерческому кодексу и другие документы.

Посредством системы Czech POINT можно подать заявление о создании электронного буфера обмена данными. В ближайшем будущем чешские органы управления хотят начать официальное общение с гражданами (прежде всего — юридическими лицами, фирмами)  посредством этих «волшебных буферов». Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что система эта пока ещё только начинает обкатываться, и о результатах её реального функционирования говорить рано.

Ниже среднего европоказателя

Не нужно думать, что степень интегрированности чехов в интернет-мир оценивается лишь в бравурных тонах. Критики тут тоже хватает. Особенно много приходит её из брюссельского евроцентра. Согласно исследованию Еврокомиссии образца августа 2009 года, треть жителей Евросоюза никогда не пользовалась интернетом. Если верить этим данным, то Чехия является страной, в которой интернетизация явно ниже среднеевропейского уровня. Практически все чешские политические партии совсем недавно обещали избирателям, что информационные технологии облегчат гражданам общение с чиновниками и сэкономят государственные деньги. Например, социал-демократы даже хотели предоставить льготы тем, кто подаёт налоговые декларации по электронным каналам. Однако исследование показало, что чехи при общении с органами власти консервативны; абсолютное их большинство вопросы с чиновниками решает лично, а не через компьютер.

«Я лучше пешком постою…»

В рамках социологического исследования 500 чехов были опрошены по поводу того, каким образом они общаются с представителями государственного и местного управления. Процентное соотношение тех, кто предпочитает тот или иной способ коммуникации, распределилось следующим образом:

Личный визит

Телефонный разговор

Почтовая корреспонденция

Вэб-сайт учреждения

Обмен мэйлами

Используют

84

26

9

8

5

Не используют

16

74

91

92

92

Еще более показательным было иное исследование, продемонстрировавшее, что чехи в деле электронной борьбы с бюрократией существенно отстают не только от очевидно продвинутых голландцев или скандинавов, но и даже от бывших собратьев по соцлагерю и федерации — эстонцев и словаков.

Место

Страна

% жителей, которые за последние 3 месяца заполнили на интернете какой-либо официальный формуляр

1

Голландия

32

2

Дания

27

3

Швеция

26

4

Франция

25

5

Эстония

24

6

Ирландия

18

13

Словакия

12

24

Чехия

4

24

Греция

4

26

Болгария

3

26

Румыния

3

{mospagebreak}

Европа: Кто голосует за интернет?

Место

Страна

% жителей, использующих интернет почти ежедневно

% жителей, использующих интернет хотя бы раз в неделю

1

Швеция

69

83

1

Голландия

67

83

3

Дания

71

80

4

Финляндия

66

78

5

Люксембург

65

77

11

Словакия

44

62

17

Чехия

30

51

21

Польша

32

44

25

Болгария

23

33

25

Греция

23

23

27

Румыния

15

26

«Интернет-серфинг» по-русски

Разумеется, те же самые «проклятые» вопросы терзают и всех, кто интересуется развитием интернета в России: «Сколько в России пользователей? Как будет расти интернет в дальнейшем? Повлияет ли кризис на этот рост? Что происходит с интернетом вне столиц? Насколько регионы страны действительно интернетизированы? Насколько развит рынок интернет рекламы?»  Ясно, что огромная Россия (в 225 раз большая по территории, чем Чехия) развививается в этой сфере несколько иначе, по своим особым законам. Но как именно это происходит?

При поддержке Яндекса Фонд «Общественное мнение» в марте 2009 года провел крупномасштабное исследование, в ходе которого в 1920 населенных пунктах 68 субъектов РФ были опрошены 34 тысячи человек. В результате выяснилось, что больше половины жителей России пока с интернетом лично не знакомы. При этом взрослая (18 лет и более) аудитория в марте составила 34,9 миллиона человек.

Статистические данные Фонда «Общественное мнение» показывают, что хотя бы раз в месяц от 65% до 77%  пользователей Рунета заходят на новостные сайты, а 70% из числа российской аудитории «юзеров» посещают их ежедневно. За рубежом большинство посетителей отдают предпочтение поиску информации в интернете, в России же поиск-интернет стоит на втором месте.

Вопрос на засыпку для россиян

У жителей РФ поинтересовались: «Когда вы последний раз пользовались интернетом?» Вот какая в результате вырисовалась картина:

В последние сутки

В последнюю неделю

В последний месяц

В последние 3 месяца

В последние полгода

Более полугода назад

Никогда

Население от 12 лет и старше

23

12

5

2

1

2

54

Взрослое население (от 18 лет и старше)

22

12

5

2

1

2

56

Насчитывающая десятки миллионов человек «девственно-неинтернетизированная» российская зона очень неоднородна: в ней есть и те, кто осознает преимущества «сети», но не имеет возможности (чаще всего – финансовой) ими воспользоваться, и лица, принципиально не готовые стать пользователями. При этом доля резерва составляет почти треть от всех «непользователей». Число интернет-пользователей в России может увеличиться еще на треть, если доступ в интернет станет дешевле и проще. Но куда больший рост способна принести ликвидация компьютерной неграмотности среди взрослого населения страны.

„Резерв“: я хочу пользоваться интернетом, но не имею возможности

„Отказники“: я не хочу пользоваться интернетом, но имею возможность

„Чужие“: я не хочу и не имею возможности пользоваться интернетом

Я не знаю, что такое интернет

Население от 12 лет и старше

32

17

33

18

Взрослое население (от 18 лет и старше)

30

17

34

19

Географическое распределение плотности пользования интернетом очень хорошо показывает, где именно живут представители «российского резерва». Картинка пока немного удручающая: более, чем шестикратный разрыв в процентах жителей, ежедневно пользующихся интернетом, наглядно демонстрирует, как далеко еще до интернетизации всей России. Эта пропасть величиной в 40 и менее процентов пролегла между лидерами, особенно обильно затянутыми „паутиной“ (в Москве, Санкт-Петербурге, Камчатском крае, Татарстане и Московской облести ею пользуются от 49 до 27% жителей), и теми регионами, где максимум сегодняшней возможности – 8-9% населения. Среди них, как ни парадоксально, не только отдалённый Алтайский край или такие экзотические области, как Амурская, Курганская или Еврейская автономная. Туго с Интернетом и в сравнительно близких к „европам“ Курской и Тульской областях, и даже в достаточно зажиточном Краснодарском крае. Так что, как ни крути, до чешского уровня, который тоже ещё далёк от евросовершенства, России придётся ещё расти и расти.

***

Изготовление сайта, как успешного и эффективного Интернет проекта складывается из двух основных составляющих: техническое исполнение и полное соответствие возложенным на ресурс функциям и задачам. Чтобы сайт был привлекателен, удобен и нагляден, необходимо, чтобы  специалист-разрабатчик смотрел на проект глазами заказчика. Поскольку многие  вещи, очевидные для профессионала, могут поставить в тупик  пользователя, а это может плохо повлиять на эффективность рекламных кампаний, и посетители на сайт уже не вернутся.

 

 

Поделитесь со своими близкими!

Подпишитесь на нашу еженедельную email рассылку!

PharmMark.Ru - Фармацевтические сайты, создание, продвижение, SEO