Дело ясное, что дело темное

Чешские масоны: „рыцари“ отвеса и угольника или „плаща и кинжала“?

 О масонстве написано столько всякого разного, причем порой диаметрально противоположного и вздорного, что в этой кутерьме взглядов так же легко заблудиться, как и в воображаемых темных коридорах масонской ложи. Автор попробует не то, чтобы в них разобраться (и куда более маститые и осведомленные на этой теме зубы обламывали), но, по крайней мере, упорядочить эти сведения применительно к Чехии. Чтобы и читатель проникся, насколько неоднозначны фигуры этих самых вольных каменщиков. И какой замысловатой интригой наполняют они в течение многих столетий существование нашей многострадальной цивилизации вообще и маленькой Чехии в частности. При этом совершенно не обязательно верить на слово тем, кто франкмасонов неустанно изобличает во всех смертных грехах. Или тем, кто рисует их невинными овечками, потихоньку занимающимся нравственным самосовершенствованием.

Русские „фармазоны“ и чешские „цеховики“

Старинное ругательное словечко „фармазон“, которое наверняка помнят внимательные читатели русской литературы 19-го века, было исковерканным носителями „великого и могучего“ французским термином Franc-maçonnerie, который и является самоназванием ордена вольных каменщиков. Это нравственно-этическое движение возникло в XVIII веке в виде тайной международной организации с собственными ритуалами и символикой. Россияне, народ, как известно, с подозрением относящийся ко всему непонятно-иноземному, нутром почуяли, что от масонов добра не жди. И распространили это обидное определение не только на всяких нигилистов, вольтерьянцев и вольнодумцев, но и на „мошенников, занимающихся сбытом фальшивых драгоценностей“. Впрочем, российская бдительность далее филологии не распространилась: если верить „специалистам“ по борьбе со „зловредным масонством“, именно Русь-матушка более всех и лоханулась, попавшись на удочку заграничных „ложных ценностей“ и всячески за это поплатившись.

Чехи же более спокойно отнеслись к этому идейному новшеству, поскольку исторически и географически находились ближе к тем местам, где оно явилось на свет. И морально были, кажется, более готовы к тому, чтобы взять масонские мысли на вооружение.

 С чего начинается таинство

Масоны сами не отрицают того, что для солидности стараются переместить время зарождения учений и движений, родственных масонству, как можно далее в глубь истории. Наиболее смелые из них полагают, что все началось еще в Древнем Египте, за несколько тысяч лет до нашей эры, в эпоху строителей пирамид. Свою эзотерику масоны связывают с мифической фигурой египетского богочеловека Тота и  областями между Нилом и Евфратом.

Однако подтвердить или опровергнуть эти сведения, разумеется, никто не берется. Поэтому спустимся на грешную землю: более реальными предшественниками масонства, поднявшего голову в эпоху позднего средневековья, можно считать орден тамплиеров и гильдии каменщиков XIII века. Иные направления продолжают традиции розенкрейцеров, герметиков и алхимиков.

 Секреты унес в могилу

Оккультный орден розенкрейцеров («Братство Розы и Креста») — тайное общество, основанное в XVII веке. Оно ставило задачу „всестороннего улучшения церкви и достижения прочного благоденствия государства и отдельных лиц“. Теория заговора считает розенкрейцеров одной из движущих сил революции 1917 года в России. Легендарная история общества восходит к 1378 году, когда, по преданию, в Германии родился Христиан Розенкрейц. Он воспитывался в монастыре, а затем отправился в паломничество в Святую Землю, где общался с мудрецами Дамаска и Феса. Вернувшись на родину, создал Братство Розы и Креста, главной целью которого было „постижение Божественной мудрости, раскрытие Тайн природы и оказание помощи людям“. В 1484 году Христиан Розенкрейц умер, а ровно через 120 лет его могила с секретными книгами, как он и предсказывал, была обнаружена членами Братства. В 1710 году силезский пастор Зигмунд Рихтер опубликовал трактат о Братстве, сообщив, что в него принимаются лишь масоны в степени мастера.

 Гильдии без разгильдяев

Истоки масонства в его современной форме мы находим в истории строительных цехов средневековья, которые пользовались особыми привилегиями. Эти строительные сообщества, корпорации зодчих, возводивших храмы, камнерезов и строительных ремесленников, были продолжением римских «collegia fabrorum», ремесленнических братств, которые пережили кризис после распада Римской империи, особенно благодаря строительной деятельности бенедиктинского и тамплиерского орденов. Строительные цеха управлялись собственными статутами, имели свои законы и обычаи.

Название «lodge» (ложа) использовалось в Англии уже с XIII века; под ним понималась мастерская, заведенная под крышу стройка, где проводилась обработка камней, а также обучение с помощью чертежей, которые всегда после работы уничтожались. Чтоб, значит, те, кому не положено, нос свой туда не совали. Ложи были местами ручного труда и образования, свободного выражения мыслей метафизических и общественных. Здесь преподавали и самую важную техническую науку средневековья – геометрию, которая включала в себя и современную статику, и науки о твердости и упругости, о конструкциях арок и храмовых куполов.

Работники цехов друг друга навещали; так развилась первая в Европе транснациональная свободная структура позднего средневековья. Древнейшие цеховые статуты известны в Страсбурге уже в 1459 году. Эти корпорации были в тогдашней Европе оазисами свободного мышления в те времена, когда церковные институты присваивали эксклюзивное право на формирование духовной жизни человека.

Носители технических знаний давали торжественную присягу, что будут хранить строгое молчание под угрозой сурового наказания в случае, если тайну выдадут. Знания передавались лишь тщательно отобранным преемникам, причем устно. Характерно, что со времен средневековья практически не сохранилось никаких строительных планов и чертежей. Деятельность корпораций, помимо производственных аспектов, имела еще и духовный смысл, тайна которого была оберегаема еще более тщательно, чем знания технические, поскольку находилась на грани еретичества.

Преобразованию первичного строительного масонства в масонство идейное содействовала и работа членов тайных обществ, которые боролись за эмансипацию человеческой мысли и потому стали проникать в ложи каменщиков. Задача этих тайных обществ заключалась в борьбе с предрассудками и завоевании свободы — политической и религиозной.

 „Монахи“ свободы

Первые масонские ложи были основаны в XVII веке в Англии, организационно же масонство оформилось с возникновением первой Великой Ложи 24 июня (в день святого Иоанна Крестителя, которого масоны-христиане считают своим покровителем) 1717 года в Лондоне. Она стала впоследствии Объединенной Великой Ложей Англии, материнской для всего масонства.

Каждый масон чтит Бога, обращаясь к нему, как к «Великому Строителю (Архитектору) Вселенной». Движение допускает исповедание любой традиционной религии. Делается акцент на обязательном монотеизме. Масонство позиционируется как нравственно-этическая система, выраженная в аллегориях и иллюстрируемая символами, большинство которых заимствовано из других культур. В ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами. Внимание масонов обращается на необходимость нравственного самосовершенствования в рамках исповедуемых религий.

  „Интернационал“ для „каменщиков“

В 30-х годах 20-го века Английская Соединенная Великая Ложа объединяла более 5000 лож и примерно 300 тысяч членов. Основание масонства в Италии датируется 1733 годом. Сегодня две великие итальянские ложи (Gran Oriente d Italia (Palazzo Giustinian) и Gran loggia d Italia (Piazza Gesu, Palazzo Viteleschi)) имеют 26000 членов. В Германии первая ложа была основана в 1737 году. В самой мощной немецкой ложе „У трех земных шаров“ (Zu den drei Weltkugeln) перед приходом нацистов к власти работали 20000 масонов. Великий Восток Франции (Grand Orient de France) основан в 1773 году. Действует в рамках 4-33 степени, имеет 600 лож и 30000 членов. Американское масонство — самостоятельное ответвление английского — по количеству членов стоит на первом месте в мире.

 Бдящее Око и многое другое

Символика и терминология масонов ведёт начало от орудий труда каменщиков-строителей средневековых соборов в Европе. Мастерок, циркуль, отвес и другие инструменты и приспособления толкуются масонами в символическом смысле и используются для изложения нравственно-этической системы. Общепринятым символом движения является треугольник, внутри которого изображается открытый глаз — «Лучезарная Дельта». Изображение заимствовано из христианства, где является символом «Всевидящего Ока» провидения, а треугольник символизирует Троицу. Лучезарная Дельта напоминает масону о всепроникновении Творца, Высшего Бытия. Одним из символов масонства также является акация, которая связана с легендой о смерти строителя храма Соломона, мастера Хирама. Отвес — символ стремления к совершенству. Уровень — равенство. Наугольник —  уравновешенность и примирение неизменного стремления к совершенству с реально достижимым. Циркуль — умеренность и благоразумие. Мастерок символизирует укрепление братских связей.

При соединении циркуля и угольника возникает фигура, олицетворяющая самый знаменитый масонский символ. Это древнейший знак, в простейшей форме встречающийся уже в кельтских и германских культах как знак рунический, обозначающий единство неба и земли. В развитой форме можно его представить как два взаимоналагаемых треугольника, весьма напоминающие государственный знак Израиля.

Наследие иудаизма – символы двух столпов Иохима и Боаза, упомянутых в библейском описании храма Соломона. Они стояли перед входом в святыню. Инструменты каменщиков и камнерезов – память о римских коллегиях fabrorum и средневековых строительных цехах. Меч, лежащий на столе магистра, выражает его авторитет и намекает на рыцарские традиции и продолжение дела тамплиеров.

 Без глупого атеизма

Масоны используют понятие регулярности — правильности повседневной масонской практики в ложах. В него, помимо уже упомянутого выше, входит и правило допуска к членству только мужчин. Но сегодня эмансипация зашла уже так далеко, что есть и чисто женские, и смешанные ложи.

Основные требования к кандидатам вытекают из общих принципов движения. Кандидат подтверждает веру в Бога, Высшее Бытие. В «Книге Конституций», составленной в 1723 лондонским проповедником Джеймсом Андерсоном, масону предписывалось не быть «ни глупым атеистом, ни безрелигиозным вольнодумцем», поддерживать гражданские власти своей страны. Кандидат должен быть зрелого возраста (в большинстве Великих Лож мира — не менее 21 года), принять решение стать масоном по собственной воле, иметь хорошую репутацию, быть «свободным и добрых нравов».

 С веревкой на шее

Посвящение в масоны выглядит так. Кандидата заводят в Комнату Размышлений, выкрашенную в чёрный цвет, обстановка которой соответствует названию. Он пишет здесь морально-философское завещание. Потом его просят еще раз подтвердить веру в Бога. Перед вводом в храм ему завязывают глаза. В знак смирения частично раздевают, обнажая левую грудь в знак открытости сердца, отбирают все ценности, засучивают правую штанину и снимают левый ботинок. На шею надевают верёвку, символизирующую узы человеческого несовершенства. Кандидата проводят в помещение храма (зал заседания ложи), где он проходит через ритуальные испытания, слушает наставления нравственно-философского характера, участвует в небольших сценах и диалогах, наглядно преподносящих нравственные наставления ритуала. В конце церемонии он приносит торжественное обязательство перед Священной Книгой той религии, которую он исповедует (на нее кладутся циркуль и наугольник).

 Неистовый Шпорк

В Чехии тоже были свои предшественники современных вольных каменщиков. Большой шум среди исследователей в 19-м веке поднял найденный документ времен Вацлава IV (1361-1419), говорящий о «Братстве колесного обода», обществе дворян и мещан, строителей и „эксплуатационников“ храмов в пражских районах Старэ и Новэ Мнесто. Поговаривали, будто членом организации был и сам король Вацлав IV. Символ обода был очень показательным; он говорит о принципе равенства и тесной связи совместной веры. Однако более об этом обществе ничего не известно; его следы исчезают в огне гуситских войн.

Начала чешского масонства часто связывают с личностью графа Франтишэка Антонина Шпорка, который якобы 24 июня 1726 года основал первую пражскую масонскую ложу «У трех звезд» на улице Йиндржишска, в доме, где сейчас располагается столичный Главпочтамт. Во времена Первой Республики (1918-38) на этом доме даже висела памятная доска, напоминающая об этом событии. Меценат и благотворитель Шпорк, несомненно, много сделал для духовного просвещения чехов в темные времена германизации и католизации. Однако однозначно доказать, что он действительно был масоном, вряд ли когда-либо удастся.

Достоверно известно лишь, что Шпорк нелегально издавал янсенистскую литературу, тем самым ведя себя как «масон без фартука», поскольку открыл путь свету просвещения сквозь „железный занавес“ иезуитской цензуры. Судя по книгам, изданным в его типографии, он был почитателем мистиков; согласно биографии, ежедневно посвящал себя духовным упражнениям, во всем остальном, однако, живя светским образом.

 Возвышающий обман

Кто основал первую ложу свободных каменщиков в Праге (то есть – и во всей габсбургской монархии)? До сих пор все утверждали, что этим человеком был граф Франтишэк Антонин Шпорк (1662-1738). Но появились и критики этой теории. Они соглашаются с тем, что Шпорк живо интересовался историей, искусством и науками, был великодушно-щедрым благотворителем. В своем имении основал монастырь ордена милосердных братьев; много средств передал для выкупа военнопленных; в Лысе-над-Лабой создал типографию, в которой бесплатно издавал чешские книги. Граф Шпорк мог показаться даже бесстрашным борцом с иезуитским мракобесием и реакцией. Но в действительности не был никаким идейным оппозиционером. Просто чешские журналисты 19-го века хотели романтизировать свою историю, а экстравагантный „борец за свободу“ и „масон“ Шпорк был для того благодатным материалом.

 Братья из Богемии

В конце XV — начале XVI веков усиленную деятельность развили общества и коллегии «Чешских Братьев». В 1500 году они насчитывали до 200000 последователей, владели множеством школ, типографий и создали огромное количество литературы. Работа производилась строго конспиративно. Чтобы скрыть истинные намерения, они действовали под видом невинных литературных обществ, типографских мастерских, ремесленных цехов и строительных корпораций. Эти общества преследовали цель распространения «света и правды во всем мире», пропагандировали идею широкой веротерпимости. Заслуга в пропаганде принципов общества в Западной Европе принадлежит Яну Амосу Коменскому (1595-1670), последнему епископу «Чешских Братьев».

 Бурный 18-й век

Более доказанным считается основание графом Парадизом в 1735 году, в Праге ложи «У трех корон». В 1741 году ее стали называть «У трех коронованных звезд». В то же время в Чехии работала военная ложа «Честность» (Sincérité), основанная французами в баварской армии. Сначала она действовала в Литомнержице, потом – в городах Пльзень и Клатовы. Фундаментальные основы масонства в Чехии – однозначно дело рук галлов, которые проникли сюда во время войны за австрийское наследство, оккупировав Прагу в 1741 году. Офицеры французского войска вполне могут оспаривать право первенства графа Парадиза по части организации первой масонской организации в монархии Габсбургов. На свои собрания оккупанты приглашали симпатизирующих Парижу местных дворян. С точки зрения Вены, эти люди были предателями. Но все эти страсти уже давно былью поросли.

Капитул высших ступеней «У трех евангелистов» работал также в Хомутове, Градце Краловэ, Локте и других регионах Силезии и Польши. При императрице Марии Терезии масонство по инициативе государыни было в 1766-68 годах запрещено. Ложа Sincérité была через 4 года восстановлена, а в 1786 году, на основе рескрипта императора Иосифа II присоединена к другим ложам, которые слились в одну – «У трех коронованных звезд и Честности». Вмешательство императора означало нарушение свободной жизни лож и было мотивировано стремлением властей контролировать масонство. Вступление же на габсбургский престол Франца I принесло с собой полное подавление всех свобод в духовной области. В 1794 году масонство было в Чешском королевстве официально запрещено на долгие 124 года.

 Передовики филантропии

Количество свободных каменщиков в Чехии 18-го века максимально равнялось нескольким сотням. Однако их деятельность оставила глубокий след в общественной жизни. Серьезную роль в истории просвещенного социума сыграл масонский филантропизм. Уже во время катастрофического чешского наводнения 1784 года масоны приобрели симпатии общественности благодаря личному самоотверженному участию в спасательных работах и успешной организации сбора средств для помощи пострадавшим. Гордостью масонской добродетели были детский дом святого Иоанна Крестителя и приют для глухонемых в Праге (в то время — пятое подобное заведение во всем мире!). Пражский типографский магнат-масон Шёнфельд скупил для частого музея ряд ценных предметов во время аукциона дворцовых коллекций, организованного по указанию императора Иосифа II. В замках масонской шляхты возникают образцовые библиотеки, распространявшие среди населения свет просвещения. В ложах работают выдающиеся актеры тогдашнего «Национального театра», построенного графом Ностицем. Крупнейшая заслуга масонов 18-19-го веков — вклад в развитие науки и создание основ научной жизни в стране. Среди основателей будущих Академии наук, Национальной библиотеки, Национального музея и Земского музея в Брно были преимущественно масоны.

 Кружки под музейным стеклом

Вольные каменщики, которые были членами лож, упраздненных при Франце I, свои гуманитарные, научные и культурные проекты переместили именно сюда, во вновь возникшие музеи — Национальный в Праге и Моравский земский в Брно. Масоны работали в кружках, но лишь неритуально; официально они занимались только благотворительностью.

Самыми значительными из кружков были пражская «Harmonie» (основана в 1870 году) и «Amicitia» (1872). В Карловых Варах с 1874 года работал кружок «Munificentia»; в городах с преимущественно немецким населением был и ряд других подобных организаций. Парамасонской организацией являлось общество «Постоянные», основанное в 1838 году К. Амерлингом, который пытался в духе тогдашнего славянского подъема создать братство, работающее согласно идеям великого педагога Яна Амоса Коменского и стремящееся к славянской взаимности. Оно было официально запрещено уже в 1840 году, но тайно работало вплоть до восстановления в Праге в 70-х годах 19-го века, по инициативе известного чешского этнографа Войтеха Напрстэка.

Начала регулярного чешского масонства связаны с пражским обществом Charitas; это было «гражданским именем» ритуально основанной в Прессбурге (Братиславе) ложи „Хирам у трех звезд“ (Hiram zu dem drei Sternen). Именно в этой ложе в 1909 году соединились нити пражских масонских кружков; она стала колыбелью чешского и немецкого масонства в Праге. Основателями „Хирама“ из числа чешских масонов стали: Альфред Баштырж, Вацлав Кршидло, Владимир Углирж, Ярослав Эгер и Бертольд Тейн. К наиболее известным чешским масонам того времени принадлежали Ф. Кршижик (известный изобретатель), В. Пасовский (архитектор, автор пражской панораматической башни), профессор физиологии Я. Э. Пуркыне, профессор З. Гелферт, художник А. Муха и другие.

 В ногу со временем

После революции 1918 года, когда президентом Чехословакии стал Томаш Гарриг Масарик (которого многие также „подозревают в масонстве“), вольные каменщики получили „зеленую улицу“. Ложа «Ян Амос Коменский» была основана Великим Востоком Франции и позже вступила в Великую Национальную Ложу Чехословакии вместе со второй организацией этого же типа — „Добровский“. Эскизы регалий для ложи Jan Ámos Komenský создал гениальный художник Муха.

Еще одна чешская ложа, созданная уже по канонам итальянских вольных каменщиков, именовалась „Нация“. Она была организована на учредительном собрании 29 декабря 1919 года. Гроссмейстером был избран поэт С. Махар, его замом – Й. Шейнер, руководитель национально-спортивной организации Sokol.

Со временем масонство распространилось и вне Праги; возникали все новые и новые ложи в Кошице, Брно, Остраве, Оломоуце и других городах. Во времена так называемой Первой республики (1918-38) масонские ложи были становым хребтом республиканской идеологии; кроме того, они способствовали взаимопониманию между отдельными народностями, жившими в предвоенной, национально чрезвычайно пестрой ЧСР.

Во время нацистской оккупации вольные каменщики принадлежали к числу наиболее преследуемых групп населения. Братья масонских лож внесли немалую лепту в антинацистское сопротивление. Многие из них пожертвовали собственными жизнями за свободу родной земли. После февраля 1948 года и прихода к власти коммунистов масонство в Чехословакии стало затухать. 13 апреля 1951 года в „Центральных ведомостях Чехословацкой Республики“ была опубликована информация о добровольном роспуске масонских лож.

 Как художник — художникам

Живописец-масон Альфонс Муха, изучая первоисточники движения, писал: „Наиболее опасны три силы, которые основали в нас твердыни, откуда посылают уничтожающие лучи. Речь идет о себялюбии, поверхностности и сластолюбии. Вокруг них кружатся их послушные прислужники. Для эгоизма это – нетерпимость, экспансия, властолюбие, злорадство, мстительность. Трабантами поверхностности являются: лень, душевная слепота, недисциплинированность. Сластолюбию же служат: корыстолюбие, чувственное сладострастие,  зависть и бесчувственность…“

 Второй человек после Масарика

Межвоенное чехословацкое масонство прославилось вступлением в его ряды министра иностранных дел и будущего президента Эдварда Бенеша. Помог ему стать членом ложи личный секретарь, масон Йиржи Сэдмик. Сохранилась переписка между ним и новым магистром ложи „Ян Амос Коменский“ Йозефом Вольфом: было необходимо сломить сопротивление некоторых братьев, вызванное желанием Бенеша вступить в ложу. В 1927 году он все-таки стал масоном. Однако, по мнению многих, Бенеша нельзя воспринимать как типичного масона. Выгоды по части контактов за рубежом (имевшие для руководителя МИДа весьма большое значение) были отягощены немалым числом негативных моментов, прежде всего – опасностью возникновения скандала. Будучи президентом, он, хотя формально и оставался масоном, никакой деятельностью в ложе не занимался. Интересно, что во время выборов президента в 1935 году соперником Бенеша был Богумил Немец, также свободный каменщик.

 Пишите письма на эсперанто

Масонство смешанное (то есть, позволяющее принимать в свои ряды дам) в Чехии было основано в начале 20-го века; речь шла о ложе ордена Droit Humain в Праге. После революции 1918 года были постепенно созданы две ложи, работающие на чешском языке, — «Йозеф Добровский» и «Познание», а также германоязычная ложа «Giordano Bruno». Среди основателей этих организаций были выдающиеся личности движения «Свободомыслие»: Александр Соммер-Батэк, Павла Моудра, супруги Зедники и супруги Цимры.

В 1922 году в Праге проходил знаменитый конгресс эсперантистов. На живое эсперантское движение многие молодые люди после первой мировой войны надеялись, как на гарантию новой жизни и общества без войн, национальных и общественных конфликтов, общества, полного взаимопонимания, толерантности и уважения. Этому должен был помочь искусственный язык – эсперанто. Немудрено, что среди энтузиастов его внедрения в жизнь были ярые глобалисты-масоны. Работа проходила в квартире Цимров, на языке эсперанто, которым все присутствовавшие владели.

Оккупация Чехии в 1939-м ударила и по масонам. Возобновить деятельность после 1945 года не удалось; ложи работали без официального дозволения. Лишь в 1993 году они основали Великую Ложу либеральных вольных каменщиков HUMANITAS BOHEMIA. Она объединяет масонские ложи (как исключительно мужские, так и смешанные) и продолжает традиции ложи „Добровский“. Сейчас она состоит из 3 лож и масонского клуба в городах Прага, Ческэ Будейовице и Литомнержице. Несмотря на декларации об открытости, на сайте эта Великая Ложа дает лишь адрес анонимного почтового ящика „до востребования“: P.O. Box №7, Praha 619, 164 00 Czech Republic. Можно еще написать мэйл, послав его по электронному адресу: humanitasbohemia@centrum.cz.

 Подпольная жизнь „почетного возжигателя уличных ламп“

Чтобы понять, как жили чешские масоны в годы тоталитаризма, стоит рассказать о судьбе одного из них. Старейший либеральный масон Чехии, родившийся в 1926 году Благослав Янеш в юности, выпавшей на конец 30-х годов и военное лихолетье, едва ли мог думать о занятиях масонством: нацистские оккупационные власти запретили издание и распространение всякой мистической литературы. На курсах английского Янеш познакомился с молодым человеком, мать которого привела его в Клуб друзей древней католической Праги (под этим названием скрывалось подпольное Общество Душевных Знаний). В 1950 году Янеш с успехом окончил юрфак Карлова университета и поступил на работу в систему внешней торговли. Но вскоре его занесли в список неблагонадежных и запретили поездки за рубеж. Тогда он перешел на работу в турагентство Čedok, а после советской оккупации бежал за границу.

До этого он успел наладить духовный контакт с розенкрейцерами (сначала в ФРГ в 1957-м, потом – на Кубе в 1964-м). Кузина познакомила Янеша с двумя будущими теологами – братьями Кратохвилом и Фучеком. Совместно они создали кружок розенкрейцеров Pronaos.

За рубежом Янеш вскоре достиг солидного положения в крупной фармацевтической фирме. В духовной же области интересовался буддизмом, но при этом продолжал поддерживать контакты с ложей резенкрейцеров и масонов Fama Fraternitatis в Австрии. В начале 80-х с женой Юстиной вступил в смешанную ложу. Ему удалось  «уладить личные отношения с ЧССР», задним числом подав заявление с просьбой о выезде из страны. Появилась возможность ездить на родину. Потомственный дворянин Янеш просил товарищей по ложе именовать его „почетным возжигателем уличных ламп“. В 1986 году он, доктор Кафка из ложи Unitarie и Йиржи Шеуфлер решили возродить пражский кружок эзотерического масонства Kerning. Его членами были братья Фучек, Бобысуд, Гошек и Йизва. Сразу после „бархатной революции“, в декабре 1989 года в пражском ресторане EXPO произошла легендарная встреча представителей эзотерических обществ: лож „Коменский“ (Брно) и Kerning, а также кружка мартинистов. В атмосфере тогдашней всеобщей эйфории масоны поддержали кандидата в президенты республики Вацлава Гавела и договорились о совместной работе.

  „Вербовочные пункты Гавела“

Те, кто видит в масонах лишь зло, считают, что в странах Восточной Европы (особенно — в Польше и Чехии) организация масонских лож служила первым этапом создания агентурной сети ЦРУ. Масоны „сколачивали ложи, присматриваясь к новым братьям, постепенно втягивая их в подрывную работу“. К этим подрывным элементам антимасонисты относят и будущего президента Чехии Вацлава Гавела („33 градус по масонской иерархии“). Этот „отъявленный диссидент“, по их мнению, „организовал серию масонских лож преимущественно из журналистов, литераторов, преподавателей вузов, часть из которых впоследствии была завербована американской разведкой“.

 „Секретная часть“ масонов

Либеральные масоны в Чехии гораздо более открыты, чем масоны „консервативные“. О том, что последние вообще существуют, автору удалось узнать лишь косвенно, обнаружив на одном из доступных сайтов их адрес. Великая ложа Чешской Республики якобы располагается по пражскому адресу: Quatuor Coronati Lodge NO.9, Малостранская площадь, 15, 110 00 Praha 1.

В апреле 2007 года российские СМИ сообщили, что в Праге состоялась встреча более, чем 20 великих масонских магистров из государств Западной, Центральной и Восточной Европы. Накануне великим магистром Чешской Ложи был избран 45-летний местный предприниматель, имя которого сохраняется в тайне. На встрече обсуждались возможности активизации деятельности в восточноевропейских странах и предоставления общественности большего количества информации о масонских организациях. Однако совещание руководства «вольных каменщиков» прошло в обстановке повышенной секретности.

Обычно считатся, что все, что не совсем открыто, скрывает в себе нечто темное и злое. Это правило особенно актуально для масонства, которое веками было целью для очерняющих нападок со стороны светских и церковных институтов. Масоны в ответ на вопросы о своей законспирированности утверждают, что, например, коммерсант, который имеет контакты и коммерческие планы, тоже хранит их в тайне. Мол, масонские ритуалы давно описаны в литературе, включая реликвии и декорации; структура отдельных обедиенций вытекает из ежегодных отчетов, где указываются даже руководящие чиновники лож, а масонские знаки можно свободно купить, например, в Лондоне или Риме. Поэтому „в своих внешних и организационных формах масонство тайной не является“. Тайна есть лишь одна – духовная, эзотерическая. Но это самое нравственное know how, по утверждению масонов, каждый должен разработать для себя самостоятельно, через призму собственной личности.

Масонская тайна, мол, — в масонстве герметическом, эзотерическом. Оно исходит из идеи духовной трансформации человека, как высшей формы трансмутации металлов. Штутгартский масон Й. Б. Кребс (Кернинг) создал и описал систему буквенных и словесных упражнений. Направленные на „визуализацию букв и слов во всем теле упражняющегося, разделенном на семь частей“, они должны привести к мистической эволюции, которая завершается духовным возрождением.

  „И вырвут грешный твой язык“

Согласно мнению тех, кто орден вольных каменщиков недолюбливает, он является организацией глубоко законспирированной. Масонская тайна — одно из основных правил братства. При приеме в масонство вновь вступающий дает клятву сохранять глубокую тайну и верность ордену, читая следующую клятву: “Клянусь, во имя Верховного Строителя всех миров, никогда и никому не открывать без приказания ордена тайны знаков, прикосновений, слов, доктрины и обычаев Франк-масонства и хранить о нем вечное молчание… Если я не сдержу этой клятвы, то обязуюсь подвергнуться следующему наказанию: да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку, да вырвут у меня изо рта язык, да перережут мне горло, да будет повешен мой труп посреди ложи при посвящении нового брата, как предмет проклятия и ужаса, да сожгут его потом и да рассеют пепел по воздуху, чтобы на земле не осталось ни следа, ни памяти изменника”.

 Это все придумал Кромвель

Если верить тому, что в книге „Тайны масонства“ написал российский масоновед-монархист В. Иванов, то получается, что все революции в Европе, начиная с 17-го века, придумали и осуществили исключительно масоны и их присные. И началось все со зловредной Англии, где в 1648 году Оливер Кромвель (видимо, тот еще масон) поднял бунт против государя и добился его казни. Правда, почему всемогущие масоны не смогли после смерти Кромвеля предотвратить реставрацию монархии, антимасонисты не объясняют. И почему конституционная английская монархия хуже абсолютной, тоже остается тайной. Главный вывод, который можно сделать из этих изысканий, таков: масонство распространяется так же, как вирусные заболевания. Вы думаете, что перед вами – нормальный националист, немножечко даже монархист и убежденный католик. Но в складках его плаща, хорошенько не прожаренного в духовке инквизиции или хотя бы Тайной канцелярии, остался микроб масонского диссидентства. И — пиши пропало. Четвертовавший мертвое тело Кромвеля король-католик Яков II в 1688 году вынужден был бежать от новой протестантской революции во Францию. Приехавшие с ним эмигранты-якобиты стали… основателями масонских лож во Франции. Которые за последующие 100 лет взяли, да и подготовили Великую французскую революцию. Расплатившись таким коварным образом с радушными французами за гостеприимство.

 Жидомасоны, или Жуть с ружьем

Но те, кто обвиняет масонство „лишь“ в подрывной революционной деятельности, — сущие агнцы по сравнению с теми, кто на голубом (арийском?) глазу утверждает, что вольные каменщики были созданы как „определенный механизм управления обществом с помощью… организаций иудократии“. Подобного рода изысканий со времен издания „Протоколов сионских мудрецов“ расплодилось видимо-невидимо.

Их авторы утверждают, что масонские организации — это „иудейско-сатанинская мафия“, что структура современного масонства подобна структуре древнего египетского жречества, на вершине пирамиды управления которым находятся такие экстравагантные субъекты, как „всевидящее око дьявола“, „22 оккультных иерофанта“, а также „действительный царь иудейский“ и прочие  левиты, раввины и просто иудеи. Выше 33 градуса (уровня) гоям, то есть неевреям, в масонстве, мол, ходу нет.

 Масонская „табель о рангах“ (картинка 1,23,4 – на выбор)

(по данным „борцов с жидомасонством“)

Градус

Наименование уровня

33

Суверен Генерал Великий Инспектор

32

Принц Королевской тайны

31

Великий инспектор инквизитор командор

30

Кадош или рыцарь кадош

29

Великий рыцарь св. Андрея Шотландского

28

Князь Адепт и Рыцарь Солнца

27

Великий Командор Храма

26

Князь Милости

25

Рыцарь бронзовой змеи

24

Князь Табернакли (Скинии завета)

23

Хозяин Табернакли (Скинии завета)

22

Рыцарь Королевского Топора

21

Патриарх Ной

20

Пожизненный мастер Венерабль

19

Великий Понтифакс, или Великолепный Шотландец

18

Розенкрейцер

17

Рыцарь Востока и Запада

16

Принц Иерусалимский, Великий Князь Иерусалимский

15

Рыцарь Востока

14

Великий Превосходный Избранник и Высший Масон

13

Степень Королевского Свода

12

Великий Мастер Архитектор

11

Высший избранный Рыцарь и достойный Избранник

10

Мастер, избранный из Девяти

09

Светлейший, избранный из Восемнадцати

08

Смотритель построек

07

Присяжный и Судья

06

Секретный секретарь

05

Превосходный Мастер

04

Тайный Мастер

03

Мастер

02

Подмастерье

01

Ученик

00

Христиане различных толкований и сект, кружки „сионизированной“ йоги, спиритизма и оккультизма, кружки языка Эсперанто, пацифисты и так далее

 

Вход – рупь, два – выход

Согласно «коварному иудейскому замыслу», «гои-масоны» должны играть среди непосвященных гоев-профанов роль незримых идеологических вождей, которые призваны исподволь формировать  сознание и общественное мнение гоев в направлении, выгодном иудократии“. Мол, благонамеренные глупцы нижних степеней ищут в масонстве демократию, свободу, равенство и братство. Но чего бы они ни искали, эти „овцы“ безсознательно работают на „врагов рода человеческого“. „Выход из масонства, особенно с высоких степеней, живым не предусматривается“. Еще бы: ведь на высших уровнях якобы используются человеческие жертвоприношения и (как же без этого!) пьется кровь невинных (преимущественно гойских) младенцев. Попутно достается от антимасонистов на орехи и христианству, которое является не более, чем „крапленой картой в колоде сатанистов“. Чем уж тут удивляться, если под раздачу заодно попадают такие одиозные личности, как Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Михаил Бакунин и Лев Троцкий (все, естественно, сплошь масоны и сатанисты – пробу ставить негде).

Материализм, атеизм и космополитизм вышеуказанных „исчадий ада“ обошелся им дорого. Как и один из любимых девизов масонов — «Свобода, равенство и братство», принятый на вооружение французскими якобинцами. Их и еще одних „выкормышей масонов“, советских пионеров (которым вольные каменщики подсунули следующий свой слоган — «Будь готов») „борцы против жидомасонства“ на дух не переносят. Автора, как бывшего пионера (пусть и не очень прилежного, и даже кривившего душой, отвечая: „Всегда готов!“), это особенно покоробило.

 Как поссорились Иосиф с Иосипом

Если в 20-м веке нужно было кого-нибудь заклеймить и развенчать, его чаще всего обвиняли в масонстве. Например, когда в 1948 году Иосиф Сталин поссорился с лидером югославских коммунистов Иосипом Броз Тито, сразу выяснилось, что этот политик – не только нехороший человек, но и презренный вольный каменщик. Интересен источник сведений: протоколы допросов бывшего секретаря ЦК болгарской компартии Трайчо Костова, обвиненного в организации антигосударственного заговора. Костов „совершенно добровольно“ (а иначе тогда на допросах и не говорили) сообщил „вопиющие факты на бывшего товарища Тито“. Оказалось, что „он… был давно завербован английской и американской спецслужбами“. Якобы еще во время войны с согласия американцев было достигнуто соглашение между Тито и Черчиллем в отношении антисоветской политики, которую Югославия будет вести после войны. В 1947 году старый вольный каменщик Черчилль во время личной встречи торжественно объявил «другу Тито», что тот принят в члены мирового масонства и назначен магистром одной из лож. Назначение было подкреплено чеком в несколько миллиардов долларов на личные расходы вождя югославских народов.

 Штаб космополитов

Проект будущего переустройства мира, якобы выработанный масонами, предполагает ликвидацию национальных границ на земле при сохранении этнических, религиозных и традиционных особенностей разных народов. На практике реализация концепций масонских интеллектуалов может сравниться с такими проектами, как ООН, ЕС, «Общий рынок», МАГАТЭ, Интерпол или МБРР. Фундамент один — космополитизм. Разумеется, в первоначальном, эллиническом смысле, как «гражданство мира», которое исповедовали Гете, Лессинг, Кант, в разные годы принадлежавшие к масонскому движению. На нынешнем уровне научно-технического развития планеты, в преддверии глобального проникновения человечества в космос, управление мировой экономикой по частям, в рамках государственных границ, действительно становится невозможным. Это же относится к проблемам экологической безопасности, предотвращения катастроф и использования ресурсов Земли. Эти проблемы эффективно решаются только на наднациональном уровне. И если масоны – чешские, американские или русские – над этим вопросом действительно работают, то автору ничего не остается, как снять перед ними шляпу.

Поделитесь со своими близкими!

Подпишитесь на нашу еженедельную email рассылку!

PharmMark.Ru - Фармацевтические сайты, создание, продвижение, SEO