Волшебник еврейского города

Волшебник еврейского города400 лет назад в Праге скончался один из знаменитейших раввинов Европы, имя которого еще при жизни было овеяно-окутано множеством легенд и загадочных историй

У истоков гетто

Если в России евреи стали постепенно интегрироваться в жизнь страны лишь с конца 18-го века, когда к империи была присоединена часть Польши, то в Чехии иудеи появились и, со свойственной им живостью, в изобилии распространились лет на 800 раньше. Уже в 10-м веке евреи обитали недалеко от Пражского Града, в районе сегодняшней Малой Страны. Они много трудились, богатели и старались жить тихо. Чешские короли проводили в отношении членов иудейской диаспоры сложную политику. С одной стороны, государям хотелось получать от зажиточной общины как можно больше налогов. С другой же — нужно было прислушиваться к голосу доминирующей католической церкви, которая по известным религиозно-идеологическим мотивам евреев не жаловала. Короли Богемии достаточно успешно между этими Сциллой и Харибдой лавировали. Доказательством их гибкой оппортунистической политики было перманентное наличие в Чехии вообще и в Праге прежде всего солидной еврейской колонии в течение практически тысячи лет. В средние века пражский «еврейский город» имел свои «совет», суды и обширное самоуправление; анклав был отделен от христианской части города стенами.

Но бывали в Чехии и кровавые еврейские погромы. Самым крупным был пражский, когда во время празднования Песаха в 1389 году было сожжено гетто и убито около 3000 его жителей. Иудеи прятались от нападений в Староновой синагоге. Говорят, что ее стены выложены из камней иудейского молитвенного дома, который стоял на этом месте еще при кельтах. В 1541-64 годах пражские евреи были, наряду с остальными соплеменниками, впервые изгнаны из Чехии. Но потом наступил для богемских евреев «золотой век». В период правления императора Рудольфа II (1576-1611) хозяйственно сильное и многочисленное пражское гетто было одним из главных центров образования евреев. В Праге действовали знаменитые талмудистские школы, тут создавались значительные литературные и научные произведения, здесь работали еврейские типографии. У духовных истоков гетто стоял и наш герой и «юбиляр», самый знаменитый представитель духовной жизни общины, Иегуда Лёв, крупнейший европейский раввин, мыслитель и ученый XVI-XVII веков. О степени почитаемости его среди евреев говорит, например, такой факт: в кресло Иегуды Лёва, что стоит в пражской Староновой синагоге, направо от алтаря, в знак уважения со времени его смерти никто не садился.

Потомок царя Давида

Жизнь этого удивительного и замечательного человека была покрыта мраком таинственности — сродни той, что окружает все иудаистское вероучение с его ставшим притчей во языцех Талмудом и множеством других заковыристых обычаев, ритуалов, правил и мудростей. Если иметь в виду, что евреи уже несколько тысячелетий по разным причинам и с разной степенью интенсивности подвергаются гонениям и притеснениям практически во всем мире, то нечего удивляться тому, что и пятьсот лет назад они жили, словно в осажденной крепости, всякий день ожидая удара из-за угла. Стремясь выжить в этой борьбе, евреи поневоле приобрели не только изрядную долю мировоззренческого скептического фатализма, но и некую подспудную страсть к конспирации. И долгий жизненный путь Иегуды Лёва, кажется, похож на захватывающий приключенческий детектив с элементами мистики и «хоррора», тайну которого мудрый раввин унес с собой в могилу. Жизнь Лёва овеяна многими легендами, часть из которых перешла в разряд народных и считается фактом действительности, хотя с точки зрения истории крайне сложно их подтвердить. Появление на свет и наречение младенца Иегуды бен Бецалела — яркий пример такой жизненной тактики. Непонятно, где именно, когда и при каких обстоятельствах это произошло. Одни биографы утверждают, что ребе Лёв, очевидно, родился в немецком Вормсе. Однако иные источники сообщают, что это произошло в польской Познани. Путаница (намеренная или случайная) могла возникнуть потому, что отец будущего «раввина раввинов», Бецалел бен Хаим (корни которого действительно глубоко уходили в Вормс) был шурином раввина Ицхака Клаубера из Познани. Но кто и зачем внес подобный разнобой в метрики? Второй вопрос — год рождения. Часть жизнеописаний ребе утверждает, что он увидел свет Божий в 1512 году. Их оппоненты твердят, что Иегуда покинул чрево матери в 1525-м. Возможно, речь идет лишь о серии ошибок со стороны недобросовестных средневековых писцов, лишь изредка отрывавшихся от стакана с горькой. А может, и впрямь был тут некий конспиративный умысел на всякий (не ведомый нам) случай. Не менее запутанной представляется и история с именем (точнее, именами) Иегуды. Он был известен также как Иегуда Арье (впрочем, Арье (на иврите – Лев), Лёв и Лива – это синонимы; так нашего раввина называют в разных источниках), а также под еврейским акронимом МаХаРаЛ (Морену Ха-Рав Лива, он же Морену Ха-Гадол Раби Лива, или «наш (большой) учитель раввин Лива»). Еще один повод для разночтений в биографиях: согласно одной версии, Лёв учился в разных ешивах Польши и Германии; по второй – занимался самообразованием и с учебой в ешивах не имел ничего общего. Как бы то ни было, есть в жизнеописаниях будущего столпа иудаизма и непреложные факты, которые трактуются однозначно. Например, что произошел он на свет во влиятельной раввинской семье; согласно некоторым сведениям, источник происхождения ее терялся в хитросплетениях династии самого царя Давида. Не подвергается сомнению и то, что у Лёва было три брата — Хаим, Синай и Самсон, которые также принадлежали к числу уважаемых ученых. Пишут, что в 1553 году, «в относительно раннем возрасте» он принял предложение местной общины и перебрался на юг — стал верховным моравским земским раввином в Микулове. Опять-таки, возникает вопрос, что такое «ранний возраст». И снова по конспиративной параболе возвращаемся к дате рождения Лёва: было ли ему в момент прибытия к месту службы в Микулов 28 лет (действительно, для верховного раввина маловато) или же все-таки уже за 40 (уже теплее)?

Коня на скаку остановит

Отдав честному служению Господу и родной общине в Моравии целых два десятилетия и, очевидно, пустив в Чешском королевстве глубокие и плодотворные корни, ребе Лёв в 1573 году идет на повышение — перебирается в стольный град Прагу. Став верховным столичным раввином, он тут же основал в пражском гетто талмудистскую школу (ешиву) и лично ее возглавил. Вплотную и немедленно занявшись работой с подзапущенными документами, он сразу же упорядочил правила важнейшего для пражских евреев союза — Хевра Кадиша, погребального братства, основанного в 1564 году. В Праге он занимается религиозной деятельностью до 1584 года, а потом снова меняет место дислокации. И опять — туман конспирации: куда именно он переезжает – то ли в полуродную Познань, то ли снова в Моравию – точно не известно. В столицу Богемии же он возвращается в 1588 году. В процессе дальнейшей пражской работы на благо дела Торы и Талмуда он 16 февраля 1592 года даже лично встречается с императором Рудольфом II. Содержание беседы покрыто мраком; по некоторым (неточным) сведениям, встреча касалась вопросов алхимии – общего увлечения императора и раввина. Еще одна легенда: когда над еврейской общиной снова нависла угроза изгнания, раввин Иегуда Лёв отправился на Карлов мост. По нему в Старый город должен был проехать монарх. Ребе находился в толпе зевак. Заметив императорский экипаж, он встал на его пути. Зрители начали бросать в него камни и комья грязи, но они… превращались в розы и фиалки. Пораженный Рудольф II остановил карету, выслушал раввина и приказал не причинять евреям зла. Отныне каждый их проступок рассматривался в суде; за деяния отдельного лица вся община ответственности уже не несла. Впрочем, по другим сведениям, упомянутый государь из династии Габсбургов, который действительно был страстным алхимиком, а также любителем всяческих иных чудачеств, в коих чешские иудеи преуспевали, уже давно и пристально наблюдал за деятельностью ребе Лёва. Более того, утверждают, что именно по указанию императора Иегуду бен Бецалела и назначили верховным раввином Праги. Церемония якобы проходила в королевском дворце, при большом стечении лиц дворянского звания. Отчего вдруг такой почет и уважение со стороны «христианнейшего» императора по отношению к еврейскому проповеднику? Согласно легенде, Лев, не испугавшись бушующего пламени, сумел во время большого пожара Праги спасти библиотеку императора Рудольфа II. Позднее, на военном параде он остановил внезапно взбесившегося коня императора. После этих-то инцидентов он и стал личным другом государя. Однако даже покровительство императора (кстати, человека слабого и, говорят, душевно нездорового) не защитили ребе Лёва от интриг родной общины. Примерно в том же, 1592 году, когда состоялась февральская беседа с венценосной особой, Лёв снова покидает Прагу. Согласно некоторым сведениям, поводом к его отъездам из столицы Чешского королевства было то, что он имел большие проблемы с представителями здешней еврейской диаспоры, которая якобы вела себя по отношению к своему наиславнейшему раввину не как родная мать, но словно суровая мачеха. Разругавшись с соплеменниками, он теперь уж точно направляет стопы в Познань, где получает должность верховного раввина. Как видите, был он в ту пору среди еврейских общин Центральной Европы просто нарасхват. Несколько лет спустя (сведения снова разнятся; называются и год, и пятилетка) Лёв все же возвращается в Прагу, снова приняв сан местного верховного раввина. Теперь уже — навсегда.

"Товарищ ребе, вы – большой ученый…"

В исследованиях, посвященных богатейшему духовному наследию Махараля, поражает разнообразие и противоречивость взглядов на его место в еврейской культуре. Лёва рассматривают как предтечу хасидизма и популяризатора каббалы; в нем видят гуманиста и наследника средневекового аскетизма и благочестия. Иегуда Лёв уже при жизни был в еврейском мире известен как большой ученый, но это вовсе не означает, что связи он ограничивал лишь узким кругом единоверцев. Он поддерживал личные дружеские отношения с астрономом Тихо де Браге и другими замечательными особами „рудольфинской“ Праги. Деятельность Махарала оказала огромное влияние на дальнейшее развитие еврейской этики и философии. Самые известные его сочинения — "Тропы мира", "Слава Израиля" и "Вечность Израиля" — не утратили актуальности и по сей день. Кроме религиозных трудов, рабби Иегуда Лев бен Бецалель написал много книг по астрономии, алхимии, медицине и математике. Он обладал обширными познаниями не только по части раввинистической литературы, но и в области многих светских наук; был знаком с гелиоцентрической системой Коперника, однако, подобно другу своему, датчанину Тихо де Браге, хранил верность геоцентрическим представлениям. Занимался он также и системой образования. Отсюда, очевидно, и слухи по поводу того, что его работы были известны знаменитому отцу европейской педагогики, чеху Яну Амосу Коменскому. Махарал считал необходимым, например, учитывать возраст учащегося при выборе предметов преподавания, осуждал общепринятые методы изучения Талмуда и одобрительно высказывался об изучении светских наук, не противоречащих принципам иудаизма. Философские идеи Иехуды Ливы заимствованы преимущественно из средневековых интерпретаций Платона и Аристотеля. В своих произведениях Махарал рассматривал проблему взаимоотношений Бога с еврейским народом, выступал за полную свободу выражения идей и мыслей, был идейным предтечей борцов за свободу слова в Европе. Полемизируя с утверждением христиан, согласно которому изгнание еврейского народа с его родины свидетельствует о том, что Бог оставил некогда избранный им народ, Махараль утверждает, что богоизбранность Израиля – безусловна. Относясь отрицательно к попыткам искусственно приблизить избавление евреев, Махараль призывал к покорности Божьей воле, которая установила естественный порядок в мире. Избавление, мол, придет в назначенное время; ему будут предшествовать небывалые страдания Израиля. В истории еврейской мысли Махаралю принадлежит особое место. У него не было прямых последователей, но практически каждое движение в иудаизме считает его одним из своих предшественников.

Сюрприз для "пана Тадеуша"

Разумеется, нельзя в нашем детективно-мистическом повествовании не упомянуть о самой таинственной главе жизни Махарала — создании пресловутого пражского Голема с помощью древнего иудаистского волшебства. Вообще-то, касательно отношения Лёва к каббале слышны совершенно противоречивые утверждения. Достоверных сведений о том, что он действительно занимался «практической каббалой» с элементами магии, нет. Однако легенда настойчиво приписывает именно ему создание «искусственного человека», который якобы предотвращал антиеврейские выступления. Дело (якобы) было так. В 1580 году некий пражский священнослужитель Тадеуш, ярый антисемит, задумал устроить очередной большой погром. Лёв узнал о заговоре. Во сне он испросил небеса о методах борьбы с этой напастью. Ответ был таков: "Сотвори Голема из глины и уничтожь пошлую чернь, пожирающую евреев". В полночь Лёв с двумя помощниками отправился на берег Влтавы. При свете факелов они вылепили из глины мужскую фигуру. Каждый обошел ее семь раз против часовой стрелки, повторяя заклинание. После чего раввин вложил в рот монстру "шем", тайное имя Бога, написанное на пергаменте. Магическая записочка притягивала к чудовищу мощные силы Вселенной. Оживленный с помощью каббалы ком глины одели, и стал он выглядеть, как обычный человек. Раввин назвал его Иосифом (уменьшительно-ласкательно — Иосилле). Целью его создания был не только срыв злонамеренной, но единовременной акции вредного Тадеуша; Голему поручалась постоянная охрана еврейского гетто от христиан, которые на квартал „христопродавцев“ регулярно совершали налеты. Каждый день безмолвный слуга получал задания по ликвидации особо рьяных погромщиков. Но однажды хозяин забыл дать работу глиняному убийце. Как только на улице стемнело, Голем начал бегать по еврейскому городу, уничтожая все живое. После этого раввин никогда уже не забывал о подопечном. Если верить легенде, то за 13 лет безупречной службы Голем расправился со всеми недругами евреев (нехитрый арифметический подсчет говорит, что на его счету — более 4000 тысяч уничтоженных злостных антисемитов). Надобность в нем отпала. Верховный раввин решил „деактивировать“ слугу. Для этого он вновь воспользовался знаниями каббалы. Ритуал был совершен на чердаке Староновой синагоги. Йозеф Голем, гроза жидоненавистников, снова превратился в ком глины. На следующий день раввин объявил о строгом запрете подниматься на чердак Староновой синагоги. Есть и менее кровожадный вариант легенды, где Голему отведена роль поскромнее, чем амплуа идейного пражского киллера. По этой версии он понадобился ребе Лёву прежде всего как бесплатная рабсила. Голем работал за двоих: служил, убирал, носил воду из колодца, рубил дрова и выполнял иные тяжелые работы по дому. „Робот“ не знал голода и жажды, не нуждался в отдыхе. Каждый вечер в пятницу, перед шаббатом, когда, согласно еврейской традиции, никто не должен работать, ребе Лёв вынимал „шем“ изо рта Голема и тот лежал бездыханно до самого окончания священной субботы. Но однажды, готовять отпраздновать шаббат, Лёв забыл о Големе и „шем“ не извлек. Когда раввин в синагоге начал читать первый псалом, прибежали люди, обезумевшие от ужаса. Оказывается, Голем рассвирепел и принялся уничтожать все, что было на его пути, прежде всего — имущество раввина. Никто не мог к нему приблизиться: Голем всякого немедленно лишал жизни. Ребе на мгновение заколебался: шаббат приближался, как раз звучал первый псалом… Однако, слава Богу, он не был еще допет до конца, поэтому праздник можно было несколько отсрочить. Вбежав во двор своего дома, ребе увидел, как Голем, словно щепку, выворачивал с корнями вековую липу. При первом же прикосновении господина „андроид“ немедленно замер; после изъятия „шема“ грозный робот превратился в мертвую кучу глины. Ребе же, не проронив ни слова, вернулся в синагогу, дав себе зарок, что уже никогда не будет оживлять Голема.

Записки в трещинах надгробья

Когда легендарный раввин в 1609 году, в возрасте невероятных для начала 17-го века 97 лет умирает, его хоронят рядом с супругой на Старом еврейском кладбище. Сегодня самая известная могила этого знаменитого иудейского мемориала Праги — именно это массивное розовато-серое надгробие в форме саркофага, где до дня Страшного суда погребен Иегуда Лёв бен Бецалел. Надгробие это окружают могилы 33 любимых учеников. Говорят, что Махарал продолжал совершать чудеса и после смерти. Его внук Самуил бен Бецалел, умерший в 1655 году, очень хотел быть погребенным рядом с могилой знаменитого деда. Но на кладбище не хватало места. И тогда надгробие Лёва якобы само собой сдвинулось, освобождая место для могилы потомка. Гроб Махарала до сих пор служит местом паломничества. К нему со всего мира стекаются люди разных вер и национальностей. Бытует поверье: если, загадав желание, по древнему еврейскому обычаю положить на могилу камешек, то желание исполнится. Иногда свои мечты и надежды люди для верности записывают на бумажке и кладут под камешек либо засовывают в трещину надгробия (видимо, по аналогии с иерусалимской Стеной Плача).

По еврейскому календарю-5769

400-летие со дня смерти уважаемого Махарала почитатели его таланта и наследия во всем мире будут отмечать 7 сентября сего года. Еврейский музей чешской столицы при поддержке Управления делами Пражского Града подготовил выставку „Жизненный путь ребе Иегуды Лёва бен Бецалела“. Она пройдет с 5 августа по 8 ноября 2009 года в Императорском манеже Пражского Града. Представление о Махарале как олицетворении таинственности гетто, чудотворце, математике и создателе уникального средневекового „робота“ стало богатейшим источником вдохновения для литературы и искусства. Поэтому выставка будет иметь две главных части: историко-аутентичную и легендарно-мифологическую. Выставку сопровождает целый ряд программ. С 3 июня по 4 октября 2009 года в музейной Галерее Роберта Гутманна выставлена интерактивная инсталляция „Голем“ художника Петра Никла. В помещении Зала под Плечниковой лестницей Пражского Града будет представлен проект немецкого деятеля интермедиальных искусств Иоахима Зайнфельда CAMERA LUCIDA. Уже сейчас Еврейский музей к юбилею издал настенный календарь нынешнего еврейского 5769 года с цветными рисунками американского художника Марка Подвала, связанными с жизнью ребе Лёва и легендами, которые его земной путь был столь обильно окутали.

Поделитесь со своими близкими!

Подпишитесь на нашу еженедельную email рассылку!

PharmMark.Ru - Фармацевтические сайты, создание, продвижение, SEO