Дорогая «золотая Адель»

Густав Климт. Портрет Адель Блох-Бауэр Замечательный австрийский художник-модернист с чешскими корнями более 100 лет назад нарисовал портрет богатой еврейской фабрикантши, муж которой нажил состояние на продаже чешского сахара. Три года назад картина, ставшая к тому времени легендарным сокровищем австрийского "Бельведера", была куплена американским миллиардером, который, между прочим, судится с Чехией, требуя миллиард долларов за нарушение прав инвестора.

"Не слишком ли много Чехии на 19 тысяч квадратных сантиметров действительно замечательного полотна действительно прекрасного художника Густава Климта?" — придирчиво спросит искушенный читатель, который знает цену портрету Адели Блох-Бауэр и наслышан о всех перипетиях, связанных как с его созданием, так и с последующей вековой жизнью на сцене мирового искусства. Смею заметить — к Чехии эта история имеет отношение не только потому, что в те незапамятные времена страна входила в состав Австро-Венгерской империи, и полуавстриец Густав Климт был для каждого чеха таким же согражданином, как и венгр Ференц Лист. Отец будущего гения, художник-гравер и ювелир Эрнест Климт был непосредственным выходцем из Чехии.

Подобные случаи были в ту пору в Австро-Венгрии в порядке вещей. Например, мать Эгона Шиле, выдающегося продолжателя дела Климта, была родом из Чешского Крумлова; после смерти отца Эгона, австрийского железнодорожного чиновника, юное дарование воспитывалось в семье дяди с маминой стороны, Леопольда Чехачека. Но это — так, к слову.

Потомок чешского гравера-ювелира

Фактом остается то, что талантливые чешские "кадры" в ту пору перманентно перетекали поближе к столице империи, где возможностей для реализации их талантов было поболее, чем в чешской провинции. Это хорошо видно на примере того же Густава Климта. С 14 лет он изучал в Вене рисование, освоив множество художественных техник, от мозаики до фрески. Мастер стал замечательным портретистом и живописцем, с 18 лет украшавшим изысканными фресками театры в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах, венские здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. В 1888 году 26-летний Климт получил награду от императора Франца Иосифа — «Золотой Крест» за заслуги в искусстве. И вообще, для Австрии Климт — все равно что Пикассо для Испании или Ван Гог для Нидерландов.

Но об этих заслугах маститого художника "желтая пресса", разумеется, не пишет. Падкие на сенсации СМИ любят смаковать более пикантные подробности из жизни Климта. В которых недостатка нет. Ведь главным предметом его живописи было женское тело, а символом — откровенный эротизм.

Певец женской красоты

На его творчество сильно повлияло учение Зигмунда Фрейда (всемирно известного психиатра, тоже родившегося в Чехии) о символике сексуальных инстинктов. Климт некоторое время скрывал свои пристрастия, но в 1894 году, получив заказ на украшение Венского университета, выплеснул свой "фрейдизм" в картинах "Философия", "Медицина" и "Юриспруденция"; их тут же раскритиковали за «порнографичность». Кстати, все три полотна были уничтожены СС в мае 1945 года. Климт использовал мифологию и аллегорию для маскировки глубоко эротической натуры, и его рисунки часто выдают чисто сексуальный интерес к женщинам. Как правило, его модели (многие из них были проститутками) соглашались позировать в любых положениях.

В начале 90-х годов 19-го века художник знакомится с Эмилией Флеге, которая, несмотря на его перманентные отношения с другими женщинами, оставалась верной спутницей жизни Климта. С другой стороны, надо признать, что "богемность" его не выходила за рамки творчества. Вообще же он вел довольно простой, чуть ли не спартанский образ жизни, работал в собственном доме, посвящал все время живописи и семье. Он был достаточно знаменит, чтобы получать много частных заказов, и мог себе позволить браться только за то, что ему было интересно. {mospagebreak}

Кстати :

"Венские гаремы"

Эротические скандалы в среде венских художников эпохи модерна и экспрессионизма были совершенно обыденными. Тот же Эгон Шиле месяц отсидел по подозрению в похищении несовершеннолетней девушки. Уголовную статью ему не "пришили", но молодой человек получил три дня тюрьмы за порнографические рисунки на стенах своего ателье. Такую же сексуальную необузданность проявлял и его наставник по художественной части Густав Климт. "В тот момент, когда Густав меня страстно целует, моя юбка уже задрана. Он мгновенно соблазняет меня," записывает в девичий дневник некая 16-летняя Альма Малер. Еще бы: ведь ателье Климта назвают "венским гаремом".

Гости, бывавшие в ателье Климта, рассказывают о десятках совершенно голых и полуголых танцовщиц и моделей, роем увивавшихся вокруг художника, который "невозмутимо стоял у мольберта и творил". Но, покидая ателье, певец чувственности тут же попадал в руки законной супруги. "Что происходит в течение недели, ее не интересует. Но художник обязан каждый уикэнд появиться с семьей на городской колоннаде, подобно всякому приличному супругу," пишет голландский литератор Ханс Карпен Тьен.

Пленительная фабрикантша

{rokbox size=|400 449|}images/stories/culture/adel01b.jpg{/rokbox}

Адель Блох-Бауэр (1882-1925) родилась в Вене. Ее батюшка Мориц Бауэр был гендиректором Венского банковского союза. 18 лет от роду она вышла замуж за значительно превосходившего ее по возрасту бизнесмена Фердинанда Блоха, заработавшего сказочные деньги на продаже и переработке чешского сахара. Семья взяла двойную фамилию — Блох-Бауэр. Прекрасная Адель прославилась увлечениями, в те годы казавшимися чересчур экстравагантными: дама курила и любила переодеваться в мужскую одежду.

По воспоминаниям современников, Адель обладала дурным глазом и загадочной усмешкой. Ее племянница и наследница блох-бауэровских капиталов Мария Альтманн описывает тетю как женшину, «постоянно страдавшую от головной боли, курившую, как паровоз, ужасно нежную и томную, с одухотворенным лицом, самодовольную и элегантную». Адель "редко улыбалась, всегда была очень серьезной. Изо рта у нее вечно торчал золотой мундштук с папиросой… Она окружала себя мужчинами — замечательными художниками, интеллектуалами. Нынешнее время ей бы пришлось по вкусу: она окончила бы университет и занялась политикой…" Адель принадлежала к высшему слою крупной еврейской буржуазии. В салоне Фердинанда и Адели собирались живописцы, писатели и политики. Климт, между прочим, был дружен с Адель еще до ее замужества, с 1899 года. Уже в 1901 году мастер написал картину «Юдифь I». Моделью послужила Адель, хотя этот факт не афишировался. В 1909 году была создана «Юдифь II»; на этом полотне, очевидно, также изображена Адель.

В 1903 году Климт получил от Фердинанда Блоха заказ на два портрета жены. Художник создал более 100 набросков для картины, прежде, чем в 1907-м смог представить на всеобщее обозрение свои шедевры. Густав Климт изобразил красавицу-еврейку женщиной с таинственным взглядом и чувственными губами. Необычное положение рук свидетельствует о том, что Адель хотела при создании портрета скрыть свой изуродованный палец.

Кстати :

"Аделка, Аделка, пухленькая попка"

Бульварные издания, разумеется, уже тогда пытались "приперчить" историю эротическими "специями". Они описывают дело так: в конце октября 1904 года в ателье Климта якобы приходит прекрасная незнакомка и просит нарисовать ее портрет. "Сексуально озабоченный" Густав тут же увлекается ею, изгоняет "полчища нагих наложниц" и немедленно пытается завоевать симпатии гостьи. С тех пор она в течение трех лет исправно посещает его ателье… Оставим на совести "желтой прессы" утверждения о связи между художником и Аделью. Однако Климт действительно весьма фамильярно называл заказчицу "пухленькой попкой". Под этим уменьшительно-ласкательным прозвищем она и вошла в "камерную историю живописи". {mospagebreak}

Анабазис шедевра

Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был выставлен в ателье художника в Вене. До 1918 года картина находилась в распоряжении Фердинанда и Адели. Потом на три года "прописалась" в австрийской государственной галерее. Когда в январе 1925 года Адель скоропостижно умерла от менингита, оставив замечательное по широте натуры завещание (картины Климта, принадлежавшие семье, включая свои портреты, она просила после смерти супруга передать австрийской госгалерее), муж первоначально было согласился выполнить волю покойной. Один из климтовских пейзажей он подарил галерее "Бельведер" еще в 1936 году.

В завещании Адели Блох-Бауэр сказано дословно вот что: "Прошу своего супруга, чтобы он после своей смерти завещал мои два портрета и четыре пейзажа Густава Климта Австрийской государственной галерее в Вене." Во время процесса по делу о наследстве (1926) вдовец Фердинанд заявил: "Что касается картин Климта, обещаю, что последнюю волю своей жены исполню в точности".

Но, когда после мартовского аншлюса 1938 года Австрия стала частью Третьего рейха, Фердинанд Блох-Бауэр бежал из страны. Картины вместе с большей частью состояния фабриканта остались в Австрии. Сначала супруг Адели укрылся в Чехословакии, с которой его связывали не только сладкие сахарные воспоминания, но и немалое имущество, включая объекты недвижимости (кстати, в его летней чешской резиденции после создания "протектората Богемии и Моравии" жил сам нацистский наместник Рейнхард Гейдрих). Потом, когда жареным запахло и здесь, он эмигрировал в Швейцарию. Во время войны капитал и собрание живописи богатого еврея были экспроприированы нацистами.

Парадоксально, но волю Адели в какой-то мере исполнил… гитлеровский режим. Большую коллекцию предметов искусства Блох-Бауэров нацисты передали Австрийской галерее. Портреты Адели, несмотря на тогдашний разгул антисемитизма в Австрии, выставлялись в музее.

Фердинанд Блох-Бауэр умер 13 ноября 1945 года в Цюрихе. Перед смертью он вычеркнул из завещания пункт о передаче картин в дар австрийским музеям. Думается, эмоциональные причины решения были понятны: между Веной — интернациональной столицей Европы начала 20-го века и Веной оголтелого нацизма 40-х годов была определенная разница. {mospagebreak}

"Оставьте нам нашу "Мону Лизу"!"

{rokbox size=|600 379|}images/stories/culture/adel02b.jpg{/rokbox}

В 1946 году официальная Вена объявила все правовые акты, мотивированные нацистской идеологией, недействительными. Однако при возвращении хозяевам конфискованных нацистами художественных ценностей применялась тактика добровольно-принудительной передачи музеям художественных шедевров в обмен на разрешение вывоза из страны основной части собраний. То же произошло и с картинами Климта: они остались в Австрийской галерее, а наследники Блох-Бауэров получили остальную коллекцию. Австрию за эти "фокусы" долго критиковали.

В 1998 году австрийцы приняли новый закон о реституции, согласно которому жертвы войны могут претендовать на возвращение любой собственности, находящейся в музеях и галереях. Местный журналист, работая в архивах, обнаружил документы, ставившие под сомнение официальную версию появления картин Климта в Австрийской галерее (будто бы все они были подарены Фердинандом Блох-Бауэром в 1936 году). Он сообщил об этом престарелой жительнице США Марии Альтманн, племяннице "золотой Адели".

Начались бесконечные тяжбы; упрямая старушка дошла до Верховного суда США. И, в конце концов, победила. На руку г-же Альтманн сыграло то, что Фердинанд Блох-Бауэр не был австрийским подданным, и потому конфискацию его имущества сочли нарушением международного права. В деле осталось много вопросов (например, кто именно из Блох-Бауэров являлся собственником картин; законодательство Австрии образца 1925 году подобные сомнения трактовало в пользу мужа, а сейчас это, конечно, уже не так; неясна и временная граница по делам о реституции).

Мария Альтманн была вынуждена во время второй мировой войны бежать с супругом-евреем из Австрии в Швейцарию, а потом в США; ее имущество конфисковали нацисты. Когда американский суд признал ее право на картины Климта, она пожелала оставить полотна в Австрии, но попросила "отступное" — $300 миллионов. Причем выдвинула условие: деньги должно заплатить именно государство, а не частные спонсоры. Австрийское правительство, трезво оценив возможности (сумма вчетверо превышала годовой бюджет всех австрийских музеев), отказалось. Не помогла и идея австрийцев организовать сбор средств для возвращения "своего" сокровища в национальную галерею.

После того, как Вена отказалась от права преимущественной покупки картин, все пять блох-бауэровских шедевров Климта в феврале 2006 года были привезены в США и переданы клану Альтманнов. Главная жемчужина коллекции — «Портрет Адели Блох-Бауэр I» — долго у них не залежалась. Уже через 4 месяца она была продана с молотка на аукционе "Сотбиз" в Нью-Йорке. {mospagebreak}

Купец нью-йоркский

"Сотбиз" в Климте души не чает. В каталоге аукционного дома говорится: "Среди художников-модернистов вряд ли можно найти столь всесторонне одаренного мастера, каковым был Густав Климт. Вероятно, именно поэтому сейчас столь велик интерес к его произведениям." Еще бы! Ведь именно Климт "сверг с трона самого Пикассо". В мае 2004 года некие супруги Уитни, купившие в середине прошлого века картину Пабло Пикассо "Мальчик с трубкой" за $27,5 тысячи, продали ее анонимному покупателю за $104,1 миллиона. Этот рекорд побила климтовская "Золотая Адель". Американский косметический магнат Рональд Лаудер купил ее за $135 миллионов.

Ураганная продажа портрета, который австрийцы с любовью называли "Золотой Аделью", до глубины души потрясла и возмутила Вену. Коллекция произведений Климта в венском Бельведерском дворце без этой ключевой картины в стиле модерн смотрится чересчур уж сиротливо. Но австрийцам вряд ли удастся в обозримом будущем исправить положение. "Ни в коем случае не собираюсь картину продавать. Она останется на Манхэттене," категорично заявляет Лаудер. В Новой галерее Лаудера в Нью-Йорке каждую среду устраивают так называемые частные просмотры. Плата за вход — $50. Медиально-косметический магнат якобы хочет таким образом отвадить обычных зевак и предложить истинным любителям искусства просмотр в спокойной обстановке. Вообще же билет в галерею стоит $15; но перед "Золотой Аделью" постоянно собираются толпы любопытствующих, и шедевром невозможно нормально насладиться.

Миллиардер Лаудер, кстати, чехам хорошо известен "благодаря" долгим арбитражным тяжбам по поводу доли подконтрольной ему компании в акционерном капитале местного коммерческого телеканала "Нова". Последний суд обязал Чехию заплатить американскому богатею 20 миллиардов крон якобы за нанесение ущерба его правам инвестора. Государство подало апелляцию. Так что, выходит, "насолил" Лаудер не только австрийцам, но и чехам. Напомнив и тем, и другим железное правило рыночного капитализма: все продается и все покупается, но за все приходится платить. Причем по самому гамбургскому счету.

Кстати:

Косметический меценат

Рональд Стивен Лаудер родился в 1944 году в Нью-Йорке, в семье бизнес-леди Эсте (основательницы одноименной компании по производству косметики) и Джозефа Лаудеров. Окончив университеты Парижа и Брюсселя, Рональд работал в Пентагоне ассистентом секретаря по европейской политике, а в 1986-м тезка-Рейган назначил его послом США в Австрии. В 2008 году 64-летний бизнесмен и меценат был — по версии журнала "Форбс" — 349-м богатейшим ($3,2 миллиарда) гражданином планеты. Он руководит благотворительными фондами в сфере еврейского образования и коллекционирует предметы искусства. Владеет Новой галереей (Нью-Йорк), в которой собраны шедевры немецкого и австрийского искусства начала 20-го века.

Это интересно:

Рекордсмены по "уходу с молотка" Самые известные картины обычно принадлежат музеям, которые редко выставляют их на продажу. Поэтому они, так сказать, бесценны. Например, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи в 1962 году была застрахована на астрономическую по тем временам сумму в $100 миллионов. Принимая во внимание инфляцию, в наше время страховка явно превысила бы $700 миллионов. На аукционах продаются, безусловно, ценные, но все же "второразрядные" с точки зрения стоимости полотна.

No Картина Художник  Цена
(в млн.долл)
Дата продажи
 1  No5 1948  Джексон Поллок  140  ноябрь 2006
 2

 Женщина III

 Виллем де Куннинг   137,5  ноябрь 2006
 3  Портрет Адели Блох-Бауэр I  Густав Климт  135  июнь 2006
 4  Мальчик с трубкой  Пабло Пикассо  104,1  май 2004
 5  Дора Маар с кошкой  Пабло Пикассо  95,2  май 2006
 6  Портрет Адели Блох-Бауэр II    Густав Климт  87,9  ноябрь 2006
 7  Портрет доктора Гаше  Винсент Ван Гог  82,5  май 1990
 8  Фальстарт  Джаспер Джонс  80  октябрь 2006
 9  Бал в Мулен де ла Галлет  Пьер Огюст Ренуар  78  май 1990
 10   Избиение младенцев  Питер Пауль Рубенс   76,7  июль 2002
 11  Белый центр  Марк Ротко  72,8  2007
 12  Авария зеленой машины  Энди Уорхол  71,7  2007
 13  Портрет художика без бороды   Винсент Ван Гог  71,5  1998
 14  Полицейская газета (1995)  Виллем де Куннинг  63,5  октябрь 2006 
 15  Натюрморт с кувшином и драпировкой   Поль Сезанн  60,5  1998
 16  Пшеничое поле с кипарисами  Винсент Ван Гог  57  1993
 17  Женщина со скрещенными руками  Пабло Пикассо  55  октябрь 2005
 18  Купальщицы  Поль Гоген  55  октябрь 2005
 19  Ирисы  Винсент Ван Гог  53,9  ноябрь 1987
 20  Этюд к портрету Иннокетия Х  Фрэнсис Бэкон  52,7  2007

 

 

 

Поделитесь со своими близкими!

Подпишитесь на нашу еженедельную email рассылку!

PharmMark.Ru - Фармацевтические сайты, создание, продвижение, SEO