Чешские игрушки

Кто бы мог подумать, что маленькая Чехия является самым крупным экспортёром игрушек в Европе !

merkur

merkur

По данным психологов, во время любого кризиса, экономического или же политического, люди готовы экономить на всём, кроме финансирования детских радостей: походов в цирк, красивой одежды, сладостей, книжек и игрушек. Не знаю, насколько справедливо говорить о какой-либо зависимости, но, чем глубже уходит в пике экономика Европы, тем выше обороты у продавцов Барби, Бакуганов, овечек Шон и конструкторов Lego. Статистика нынешнего рождественского шопинг-сезона — явное тому подтверждение: наряду с хайтек-индустрией, детские игрушки пользовались наибольшей популярностью среди европейцев, да и в мировом масштабе удержали лидирующие позиции в рейтинге продаж.
Составить представление о разнообразии предложения в сфере детских забав, представленного на чешском рынке, можно по ассортименту продукции на полках трёх розничных гигантов: сетей магазинов Pompo (75% рынка), Sparkys (19%) и Bambule (15%). Что же предлагают они малышам? Ответ типичен и прост для всей рыночной экономики: то, за что покупатель готов выложить деньги.

«Я бы разделила бестселлерские позиции между тремя категориями игрушек, – делится своим профессиональным мнением Яна Долежалова, менеджер маркетиногово отделения чешской сети магазинов Pompo. – Первые – это так называемые «сезонки-раскрутки». Обычно они вводятся на рынок вместе с мультфильмом или продуктом детского питания, и, по сути, представляют собой часть коммерческого проекта, изначально рассчитанного только на извлечение прибыли. Вторая категория игрушек – «многосерийно-коллекционные», или как называют специалисты – сюжетно-образные. Это долгоиграющие проекты, когда, как правило, уже известная мировая фирма придумывает, скажем, игрушечный персонаж, а потом регулярно выпускает на рынок «сопутствующие товары». Пример тому: Барби и её друг Кен с их домом, предметами одежды и так далее. Коллекционные машинки, солдатики, роботы, зверушки – из этой серии. Все остальные игрушки я отношу к третьей категории – индивидуальные. То есть, желание купить данную игрушку у ребенка вызвано не под чьим-то давлением (в основном – рекламным), а только исходя из собственной симпатии или (если ребенок маленький) из желания родителей посредством этой игрушки его чему-то научить.»

Заморские «ужастики» по сходной цене

Время стремительно развивающихся технологий вносит свои коррективы в спрос и, соответственно, в предложение. С появлением компьютеров и «умных» мобильных телефонов за какие-то двадцать лет резко снизилась возрастная граница детей, интересующихся классическими машинками-куколками-солдатиками. Если ещё в начале девяностых это были шестнадцатилетние подростки, то сейчас – максимум тринадцатилетние. Единственное «игрушечное» исключение для тинейджеров – пазлы и совместные игры, которые объединяют ребят разных возрастных категорий и на полках магазинов остаются бестселлерами, наряду с ассортиментом для новорожденных. Пока человечество не придумало ничего лучше деревянных кубиков и пирамидок в качестве игрушек, развивающих детскую моторику, с лидирующих позиций топ-продаж они не исчезнут.

Многочисленные мировые скандалы, связанные с вредным химическим составом материалов, используемых в игрушечном китайском «ширпотребе», отрезвили большую часть родителей: они перестали заваливать отроков неимоверным количеством дешёвого пластикового эрзаца. К тому же, психологи начали бить тревогу: «агрессивные» игрушки вызывают нервные расстройства у детей, тормозят их развитие.

Даже в такой креативной и «несерьезной» области, как рынок игрушек, работает аксиома «все гениальное – просто». Именно поэтому сейчас можно с гордостью констатировать наступление периода ренессанса чешской игрушки: статистика говорит о стабильном росте продаж изделий местных фирм-производителей. «В 90-е годы, после «бархатной революции» чешские игрушки мгновенно превратились в непрестижные; мы все тянулись к недоступным ранее заграничным товарам. После «голодного приступа» переедания всем западным, когда люди поняли, что максимальная привлекательность «заморского барахла» – лишь в яркой упаковке , а качество оставляет желать лучшего, покупатели стали медленно, но верно возвращаться к проверенной местной продукции. – говорит Мирослав Котик, владелец фирмы Efko. – А к тому, что чешский «игрушечный» промысел чуть было не погиб в конце прошлого века, приложили руку и местные закупщики. Винить их, по правде говоря, не стоит – рыночный бизнес жесток: маржа от штампованного китайского ширпотреба куда выше, чем от изделия, выполненного мастером вручную».

Возрожденные революцией

В начале «капиталистической эры» чешского бизнеса некоторые фабрики игрушек, а особенно — малые периферийные мастерские, ещё плохо ориентируясь в новых экономических условиях, да и не располагая солидным капиталом для реструктуризации, вынуждены были закрыться. Такая участь чуть не постигла знаменитую фирму Merkur, которая выпускала прекрасные детские конструкторы ещё в 1920 году. С незначитальными временными перерывами фабрика производила железные машинки, паровозики, панельные домики, продавая их по всему миру. После «бархатной революции» и последующей купоновой приватизации дать ей новый старт попытались новые хозяева, но результат их усилий оказался печален: в 1993 году предприятие лежало на дне долговой пропасти. Волею судеб распродающимся имуществом фабрики заинтересовался Яромир Кршиж – предприниматель в области строительных металлоконструкций, который в это же «постреволюционное» время получил по реституции дедовский бизнес. Итог его многолетней работы по спасению «Меркура» сейчас можно сравнить разве что со сказочным превращением тыквы в золотую карету: миллионные прибыли, 60% продукции уходит за рубеж (США, Канада, страны СНГ, Голландия, Австрия, Германия, Япония), контракты на производство учебных пособий с ведущими институтами страны, сотрудничество с Siemens и Microsoft.

7 декабря 2012 года фирма Merkur была удостоена награды в республиканском конкурсе «Инновация года» за разработку Merkur Education — «игрушечно-учебного пособия» для тех, кто собирается в будущем стать научно-техническим «революционером». Масштаб успеха фирмы в конкурсе можно оценить по статусности жюри, в котором были члены Академии наук, профессора Чешского высшего технического училища, представители Министерства промышленности ЧР. И кто может после этого говорить, что грамотный «игрушечный» бизнес – это не огромный вклад в наше счастливое будущее?!

Полностью статью можно прочесть в журнале №42/1/2013

Поделитесь со своими близкими!

Подпишитесь на нашу еженедельную email рассылку!

PharmMark.Ru - Фармацевтические сайты, создание, продвижение, SEO