Песнь о славянской идее

slovanska-epopej

В книге отзывов чешской Национальной галереи мы прочитали строки, написанные посетителем из России: «Славянская эпопея Альфонса Мухи — лучшее, что есть в Праге.» Те, кто знаком с красотами чешской столицы, поймут значение этого отзыва.

В огромном сумеречном зале Музея современного искусства размещены 20 локально освещенных полотен исполинских размеров: 8,1m × 6,1м и 6,2 × 4 м. Зритель оказывается перед ними, словно перед гигантскими окнами в сказочный мир. Мир славянских преданий и славянской истории.

Альфонс Муха работал над эпопеей два десятилетия, с 1909 по 1928 годы. Непревзойденный мастер модерна, превративший привычные бытовые вещи в произведения дизайнерского искусства, художник театра, официальный геральдист молодой Чехословацкой республики — таким он известен всему миру. И намного менее известен Муха — романтик и певец славянской идеи, гражданин великого славянского мира, мира большей части Европы, уходящего корнями в глубь европейской истории.

car-simeon

Народ не живет без национального мифа. Миф — это осмысление народом фактов истории, преодоление банальной фактологической конкретности и восхождение к высокой абстракции. Это выражение глубинного, таинственного, сакрального смысла истории народа в народном же понимании. Исследователи находят в картинах Мухи анахронизмы и «анагеографизмы», неприемлемые в исторической науке, но сближающие жанр эпопеи с жанром иконы, на которой в едином изобразительном пространстве развертывается совместное стояние в истине святых подвижников разных эпох и стран.

Муха не смог бы написать свою эпопею без содействия американского предпринимателя, славянофила и русофила Чарлза Р. Крейна. На рубеже 19 — 20 веков часть американского масонства, к которой принадлежал Крейн, рассматривала славянство как необходимый элемент европейского и мирового равновесия. Крейн финансировал многолетний титанический труд своего «собрата» Мухи. Предполагалось, что эпопея будет показана в США, поэтому уникальные цельнотканые холсты были снабжены люверсами для растяжки на разборных металлических подрамниках. Использование пластичных живописных материалов (масло в комбинации с яичной темперой) и тонкая техника письма обеспечивали возможность транспортировки холстов в свернутом виде.

За то время, пока Муха работал над Славянской эпопеей, в Европе произошли тектонические сдвиги. После Первой мировой войны появились новые славянские государства. Россия — краеугольный камень славянского мира — оказалась в изоляции. Славяне бывших континентальных империй занялись построением национальных государств. Панславизм, популярный перед Первой мировой, оказался неактуальным, забытым. А в искусстве возобладали авангардистские течения.

po-grunvaldske-bitve

Выставка полного цикла картин Славянской эпопеи и передача ее Праге в 1928 году были приурочены к десятилетию независимости Чехословакии. Событие было встречено публикой спокойно, а критикой — иронично. Возвышенная цивилизационная идея, политическая мечта, романтическая живопись — все это казалось пережитком прошлого века. Обещанный городом павильон для картин так и не был построен. Муха был по-прежнему успешен и уважаем, но главное дело его жизни оказалось посланием будущим поколениям — не современникам.

Когда в 1938 году в Прагу вошли немцы, патриотически настроенного художника стали вызывать на допросы в гестапо. Он заболел и умер в июле 1939 года, когда коричневая мгла над Чехией казалась беспросветной. Может быть, последние звуки, которые слышал умирающий старец, был стук сапог немецкого патруля под окнами.

Славянская эпопея чудом пережила немецкую оккупацию. В советский период «идеологически сомнительная» эпопея экспонировалась в стесненных условиях   старинного замка г.Моравский Крумлов. Полностью выставлена после реставрации только в 2012 году в одном из лучших залов чешской столицы.

Сегодня Славянская эпопея изумляет неравнодушного зрителя. Славянина она трогает до глубины души, пробуждая генетическую память, заставляя искать себя в общем прошлом, открывать прошлое в себе и пытливо всматриваться в будущее.

Впервые статья опубликована в журнале «Изборский клуб» № 4 (16) за 2014 год.

Картины цикла Славянская эпопея выставляются до 31.12.2015г. в залах Выставочного дворца, одном из филиалов Национальной галереи по адресу:

Veletržní palác
Dukelských hrdinů 47,
Praha 7 — Holešovice

Поделитесь со своими близкими!

Подпишитесь на нашу еженедельную email рассылку!

PharmMark.Ru - Фармацевтические сайты, создание, продвижение, SEO