Кто-то любит погорячее…

Душевный для тела

Лет десять назад, бегая с моей чешской подружкой по магазинам в поисках рождественских подарков для всей семьи, я была несколько шокирована, когда своим тётям и дядям сороколетняя Милада «под елочку» покупала…лекарства. Вернее, не совсем лекарства в прямом смысле, но витамины, мази, лосьоны. Мы как-то не привыкли к таким уж очень практичным подаркам, намекающим на возраст и наличие всяких с ним связанных болячек. Заметив плохо скруваемое удивление в моих глазах Милада поинтересовалась: «Ты считаешь, мне лучше подарить тёте Монике тридцать восьмую чашку, которая будет пылиться у неё в шкафу или коробку конфет, которую она обязательно передарит соседям?» Я что-то промямлила в ответ о душевной составляющей подарка, о «кусочке сердца» в милой безделушке… «Брось, — сказала рациональная Милада,- безделушки им пусть покупают внуки, которым кроме душевности нечего подарить. А я-то знаю, что ценнее всего – здоровье». И сунула в корзину три упаковки массажного разогревающего геля фирмы ALPA и пять бутылочек с фирменными желтыми крышечками. «Это францовка, — сказала Милада. – в домашней аптечке это незаменимая вещь».

Естественно, мне стало интересно, что же это за дивный продукт, который, между прочим, перед Рождеством сметался с магазинных полок усилиями не только моей подруги. Исследования закончились тем, что в преддверье визита к родственникам в родной Оренбург я, как Милада когда-то, затариваюсь такой же объемной корзиной с чудодейственной «альпой». Родственники мои чешские дары оценили по достоинству.

alpa-min

Наследие Наполеона

Легенда знаменитого, теперь уже фирменного чешского продукта, такова. Якобы, при отступлении из Вены в 1805 году войска Наполеона оставили там несколько бочек с жидкостью, имеющей необычный запах и вкус, не соответствующий стандартам австрийцев в плане приминения вовнутрь. По всей видимости, находился в бочках либо коньяк, либо иной дижестив. Венцы предпочитали сладковатый вкус ликеров или нежный аромат вина, но никак не спиртовую настойку с ярко выраженным «амбрэ» дубовой бочки. На удивление, незнакомая жидкость оказалась невероятно приятной для нанесения на тело: её согревающие, расслабляющие и болеутоляющие свойства были высоко оценены австрияками и продукт прижился в качестве растирки. Так как Чехия входила в состав Австро-Венгерской империи, то продукт легко преодолел границу, а название само собой образовалось от французских завоевателей – «францовка».

От расцвета до расцвета

Первым производителем «францовки» в Чехии стал предприниматель из Брно Йозеф Веселы. От Брно до Вены, как известно, четыре часа езды, так что география распространения продукта вполне логична. Фирма называлась по нынешним временам длинно и помпезно: «Первое чешское производство францовки Alpa Йозеф Веселы, Brno – Král. Pole» (во второй половине названия – «юридический адрес» предприятия). Запатентован был как сам продукт с рецептурой, так и этикетка с милой девушкой, сидящей у живительного источника посреди чешских лесов.

Фирма разросталась и превращалась в семейный бизнес. К пану Веселому присоединился пан Хладек; изменился статус фирмы (с частного «юр.лица» она стала «общественной») название фирмы к началу 20-х годов прошлого столетия поменялось ещё два раза, а ассортимент значительно расширился. «Alpa, фабрика лечебных и косметичеких продуктов Веселы и Хладек в Брно – Král. Pole» — так теперь именовалась довольно крупное производство, быстро ворвавшееся в список самых успешных в стране. При цене 5 крон за маленькую бутылочку ,13 за среднюю и 30 крон за поллитровую упаковку годовой оборот настойки составлял около двух миллионов. Владельцы галантерейных лавок стонали от зависти и требовали разрешения на право продавать «францовку» наряду с аптеками.

alpa-letaky

О благополучии фирмы можно судить и по другим фактам. Скажем, в 1930 году брненцы открывают в районе пражского Жижкова специальный продуктовый склад для обеспечения столицы своими кремами, зубной пастой, лосьонами. В 1938 году торжественно открыто здание нового административного корпуса в Брно; на фирме работают 196 человек, а в гараже красуются 16 автомобилей (на тот момент – замечательный и недешевый автопарк). К 80-летию Президента Чехословакии Масарика «Альпа» приподносит юбиляру шикарную коробку со своими продуктами. Коробочка не простая, а прямо таки золотая: изготовлена она из диковинной кожи антилопы, а гравировка фирменной буквы А выполнена чистым золотом.

Во время войны обороты значительно упали, а в 1948 году, после национализации и переезда из Брно в городок Велке Мезиржичи, фортуна улыбалась «Альпе» чуть сдержанней. Её отдавали то под одно, то под другое ведомство, что, понятное дело, порядка и стабильности, а главное – оптимизма, работникам не придавало. В 1994 году завод приватизировали и он перешел в руки швейцарского холдинга IG Pharma Holding.

alpa-herbal

Сейчас продукция «Альпы» — не только знаменитая «францовка», а ещё 140 продуктов косметического и гигиенического характера, включая детский ассортимент. Бутылочки и коробочки с характерной желтой крышечкой и 4-х конечной звездочкой на синем фоне знают в Словакии, Хорватии, Македонии, Сербии, Венгрии, Австралии, Украине, Канаде. Благодаря мне теперь «францовку» знают и на Урале. Думаю, недалек тот день, когда этот «горячительный продукт» будут ассоциировать с традиционными чешскими брендовыми продуктами, как пиво, богемский хрусталь или чешский гранат. Он того действительно заслуживает!

Полностью статью можно прочесть в журнале ЧЕХИЯ-панорама №39/4/2012

Поделитесь со своими близкими!

Подпишитесь на нашу еженедельную email рассылку!

PharmMark.Ru - Фармацевтические сайты, создание, продвижение, SEO