Следы колен Израилевых

Евреи начали массово приходить на территорию Чехии в 12-м веке. Католическая церковь старалась ограничить их права. Они должны были носить особые знаки, имели право жить лишь в кварталах, строго для них ограниченных (то есть гетто), не могли работать в сельском хозяйстве, но, с другой стороны, имели право давать деньги под проценты. Христианам же было запрещено заниматься ростовщичеством ввиду аморальности этого промысла.

Положение евреев в чешских землях зависело от государей; некоторые к евреям благоволили, иные, напротив, притесняли. Особенно тяжелые времена переживала еврейская община при королях Ладиславе «Погробеке», Фердинанде I и Карле VI (который в 1726 году издал «фамилиантский» закон, установивший разрешенное количество еврейских семей в Чехии и Моравии; жениться имел право лишь перворожденный сын), а также при императрице Марии-Терезии. Например, в королевских городах Моравии евреи не могли жить вплоть до 19-го века.

Переломным для еврейской диаспоры в Чехии был век 18-й. Реформы просвещенного императора Йозефа II, которые создали основу для нового, равноправного положения еврейских жителей в монархии. Следующим значительным этапом были революционные годы 1848-49, когда были окончательно упразднены гетто и «фамилиантский» закон.
Чехия богата еврейским наследием; до войны практически в каждом городе жили евреи. В некоторых городах гетто было не меньше, чем в Праге. В число наиболее крупных центров еврейской культуры входят Прага, Микулов, Тршебич, Раковник, Пльзень, Касеевице, Бржезнице, Косова Гора, Гержманув Мнештец, Брно, Босковице, Велке Мезиржичи, Терезин и другие города и поселки.

Где еврей – там и синагога

Молитвенный дом или синагога были духовными центрами каждой еврейской общины. В средние века королевские ограничения строго указывали, как синагоги должны были выглядеть, чтобы не конкурировали с христианскими храмами: размеры и высота, простые стены без украшений, без башен… Лишь после эмансипации евреев в середине 19-го века общины побогаче могли себе уже позволить архитектуру покруче и помоднее, а иногда – и башню (например, в Чешском Крумлове, Добржише, Либерце) или даже две башни (Чешские Будейовицы, Крнов, Острава, Прага (Винограды)).

Арон-га-кодеш (ящик для хранения Торы) – самое главное место синагоги. В Чехии он всегда размещен на восточной стене молитвенного зала. Внутреннее убранство синагог было всегда сдержанным. Здесь никогда не изображались человеческие существа, да и животные тоже (исключая символических львов и птиц), поэтому орнаменты имеют геометрические и растительные мотивы (речь чаще всего идет о плодах, упомянутых в библейских текстах). Для еврейских богослужений типично отделение мужчин от женщин. Первые молятся в главном зале; женщинам выделяется место в ложе или на балконе этажом выше.
Многие памятники еврейской культуры были уничтожены. Их начали разрушать уже религиозные фанатики во время крестовых походов 11-12-го веков. При ликвидации еврейских общин и синагог здания последних переоборудовались под христианские часовни, жилые дома и так далее.

Во времена нацистской оккупации было уничтожено более 60 синагог. После освобождения от нацистов была возобновлена религиозная жизнь лишь немногих общин; почти 300 синагог остались не у дел. Некоторые из них были впоследствии снесены.
В настоящее время в Чехии существуют более 200 синагог, но еврейские богослужения проходят лишь в Староновой, Высокой, Испанской и Юбилейной синагогах в Праге, синагогах в Дечине, Пльзени и Либерце. Христианские церкви используют помещения еще 25 синагог.
Первые древние синагоги на территории Чехии представляли собой простые срубы. Одна из них, впоследствии переоборудованная под жилой дом, сохранилась в поселке Влахово Бржези. В средние века на смену срубам приходят каменные строения, из которых самым древним существующим и поныне еврейским объектом является готическая Староновая синагога в Праге (середина 13-го века). Сохранились и другие готические и ренессансные религиозные святыни иудеев (Пинкасова и Высокая в Праге, синагоги в Долни Коунице близ Брно и в Голешове). Архитектура барокко и рококо оставила по себе память, например, в неповторимости стиля синагоги в Босковице.

На территории Чехии можно найти и еврейские культовые постройки в стиле классицизма, ампира, но наиболее многочисленно представлены синагоги, возведенные в псевдоисторических — новороманском и новоготическом — стилях, например, Майзелова синагога в Праге. Есть и синагоги с элементами мавританского стиля, модерна, функционализма или даже комбинация ампира с кубизмом (город Милевско).

Пражский Йозефов

Евреи жили на территории Праги с незапамят­ных времен. Первыми евреями были торговцы, которые поселились у подножия Градчан или Вышеграда.  Древнейшие поселения еврейских торговцев на месте Староновой синагоги восходят к 1091 году. Изначально на территории Пра­ги существовали три поселения евреев: под Вышеградом, на Малой Стороне и недалеко от Старомнестской площади. Два погибли от по­громов и стихийных бедствий. А еврейская община в районе сегодняшней Ис­панской синагоги продолжала раз­виваться. В XIII веке, с увеличением еврейской общины, одновременно ее положение резко меняется в соот­ветствии с постановлениями латеранского цер­ковного консилиума (1215 год), установившего стро­гое отделение евреев от христианского населе­ния. Так возникает Еврейский город — “гетто”, огра­ниченное стеной с шестью закрывавшимися на ночь воротами. В 1850 году Еврейский город становится самостоятельным пражским районом, наз­ванным Йозефов, — в честь императора Йозефа II, предоставившего евреям духовную свободу и независимость.

По еврейским местам

Старо­новая синагога, построенная в сере­дине XIII века в стиле ранней готики, изначально называлась “Новая” в отличие от старой молельни, кото­рая не сохранилась. Лишь в XVI веке, когда в Праге возникли новые синаго­ги, она стала называться Староновой. Уникальные средневековые интерье­ры поражают чистотой стиля и гармо­нией. Здесь иудаистский религиозный ритуал отправляется уже более 700 лет; «перерыв» был сделан лишь при нацистах в 1942-45 годах. В синагоге служили такие выдающиеся раввины, как Иегуда Лев (1512-1609) и Ешескель Ландау (1713-1793). Посреди синагоги есть место для оратора (бима), окруженное железной готической решеткой, а над ним – исторический флаг пражской еврейской общины со знаком гетто (звезда Давида с еврейской шапочкой внутри). Вход в главный зал украшен порталом с 12 гроздьями винограда, символизирующими 12 колен Израилевых.
{mospagebreak}
Рядом расположено здание ратуши Ев­рейского города (если не считать израильских, это — единственная еврейская ратуша в мире; на ней установлены двое часов: обыкновенные, с римскими цифрами, и еврейские, стрелки которых движутся в противоположном направлении) и Высокой синагоги. Комплекс возник в 1577 году, в период невиданного культур­но-экономического подъема общины при императоре Рудольфе II. Синагога была построена в стиле ренессанса, как часть здания ратуши; ее помещения также использовал для своих нужд раввинский суд и совет города. Поэтому синагогу еще называли Ратушной. Она находится напротив Староновой синагоги. Богослужения здесь проходили вплоть до осени 1941 года, потом в ней был оборудован склад. При коммунистах здесь была резиденция Государственного еврейского музея. Здесь же сейчас находится и иудаистская школа – мидраша.

Майзелова синагога была построена на основе привилегии, выданной императором Рудольфом II в 1590–92 годах в стиле позднего ренессанса. Она служила в качестве приватной молельни примаса еврейской общины Мордехая Майзела. Этот бездетный и очень богатый муж финансировал большинство строек перестройки гетто в эпоху Ренессанса. Изначальная архитектура очень пострадала во время пожара 1689 года; потом синагогу отремонтировали в стиле барокко. В настоящее время в Майзеловой синагоге находится постоянная экспозиция Еврейского музея «История евреев в Чехии и Моравии в 10-18-м веках».

Продолжение экспозиции находится в Испан­ской синагоге, которая была постро­ена в XIX веке на месте самой древней еврейской молельни «Старая школа», известной еще под названием Темпль. Ее возникновение датируется рубежом 11-12-м веками, когда здесь основали колонию евреи из Византии. Они, вплоть до 17-го века, использовали несколько иной порядок богослужения, нежели коллеги из Староновой синагоги, который по характеру был близок правилам евреев-сефардов. И не случайно: именно евреи из Испании, после того, как их в начале 16-го века изгнала Изабелла Кастильская, небольшими группами прибыли в Прагу. Современ­ная постройка в мавританском стиле отличается богатством убранства: она украшена резным стилизо­ванным восточным орнаментом. Испанская синагога была по тем временам технически очень хорошо оснащена. В ней должна была быть очень хорошая акустика, потому что здесь занимались храмовой музыкой и пением. Синагога – излюбленное место для посещений туристов из Испании.

Пинкасова синагога была построена в 30-х годах 16-го века в стиле поздней готики и раннего ренессанса, для одного из самых богатых и влиятельных членов общины – Аарона Мешуллама Залмана Горовица; здесь была приватная молельня для его семьи. Местом для постройки он выбрал участок между своим домом «У гербов» и Старым еврейским кладбищем. Его внук, раввин Пинкас Горовиц, назвал ее Пинкасовой школой. Синагоге принадлежала и ритуальная купель – миква. При реконструкции в 1954-59 годах интерьер был переделан под Памятник жертвам Холокоста в Чехии и Моравии, или «Памятник 77 297» (по числу имен жертв, написанных на всех стенах).
Юбилейная синагога – самая новая и самая крупная синагогальная постройка пражской Еврейской общины. Она находится на Иерусалимской улице, в столичном районе Новэ Мнесто. Юбилейная была построена в 1906 году, взамен Цыганской, Новой и Великодворской синагог, снесенных при «большой чистке» Еврейского города. Сооружение возведено в стиле так называемого модернистского орнаментализма.

Самый большой в Европе

История Еврейского музея в Праге началась в начале прошлого века. В 1906 году историк Соломон Хуго Либен и председатель еврейского поселения в Праге Август Стейн решили собрать воедино и сохранить предметы из синагог, представляющие художественную ценность. В те годы еврейские ритуальные товары уже становятся предметом коллекционерской страсти. Еврейские музеи создавались во всей Европе. Пражский был четвертым после римского, венецианского и франкфуртского. До начала Второй мировой войны музей имел уже около 1000 экспонатов. После оккупации Чехии и Моравии в 1939 году музей закрыли. Евреи, пытаясь избежать конфискации имущества, предложили нацистам создать Центральный еврейский музей в Праге. После долгих переговоров немцы согласились, поскольку хотели создать музей „уничтоженного народа». Во время войны количество конфискованных и переданных в музей предметов старины и культа достигло 40000. Коммунисты в 1950 году создали на базе старого собрания Государственный еврейский музей.
С 1994 года Еврейский музей в Праге — самостоятельная организация, чья собственность передана еврейской общине Чехии и насчитывает 40 тысяч экспонатов и 100 тысяч книг. Пражский еврейский музей в прошлом году посетили 660 тысяч человек.

Терезиенштадт и Музей Гетто

В бывшей австро-венгерской крепости, в районе Литомнержице, открыта постоянная экспозиция Музея Гетто. О трагической судьбе евреев во Второй мировой войне напоминает и мемориальный комплекс Teрезин, который находится примерно в 60 км на север от Праги. Сам город и новая постоянная экспозиция в Малой крепости являются прямым свидетельством мучений и страданий десятков тысяч человек в период нацистской оккупации. Teрезинское гетто было создано главным образом для евреев, депортированных из «протектората» и других стран. Многие погибли здесь от голода и болезней, а выживших перевезли в концлагеря для истребления. Помещения терезинской крепости и экспозиция Mузея гетто знакомят с людоедским нацистским планом «окончательного решения еврейского вопроса» и одновременно служат документальным свидетельством жизни и культурной деятельности заключенных за колючей проволокой. Экспозиция в Maгдебургских казармах, размещенная в нескольких выставочных залах, рассказывает о музыке, изобразительном искусстве, литературном и театральном творчестве и их авторах, которые в нечеловеческих условиях концлагеря создали в 1942–45 годах значительные произведения.

Иерусалим, Нью-Йорк, Будапешт, Пльзень…

Пльзеньская Большая синагога по величине является второй в Европе (после будапештской) и третьей в мире. Право абсолютного мирового первенства оспаривают нью-йоркский и иерусалимский храмы.
Пльзеньская синагога находится в центре города. Синагога должна была изначально быть построена в «северном» готическом стиле, с высоким фасадом и двумя 65-метровыми стройными башнями. Но городской совет проект отклонил; официальным доводом было то, что башни слишком высоки, и потому будут неуместно конкурировать башне католического храма святого Варфоломея. По новому проекту Эмануэла Клотца в 1890 году башни «урезали» на 20 метров; в архитектуре появились элементы романского стиля, а башенки стали очень припоминать «луковицы» православных церквей. Синагогу построили в 1893 году; ее возведение финансировалось из добровольных взносов членов еврейской общины. Религиозные обряды здесь проводились вплоть до начала нацистского геноцида евреев. Ее должны были уничтожить, как и многие другие чешские синагоги, но спасло то, что она находилась в череде иных домов; к тому же, в ней удобно было складировать конфискованное у евреев имущество. Здесь при нацистах открыли больщой базар по продаже конфиската. При коммунистах большая часть синагоги использовалась как склад; последнее богослужение здесь прошло в 1973 году. После «бархатной революции» синагогу 9 лет реконструировали на деньги Министерства культуры Чехии; сегодня здесь часто проводят концерты и выставки; иудаистский культ здесь вновь отправляется с 1998 года.

Тршебич: «еврей-таун» и ЮНЕСКО

Тршебич когда-то принадлежал к знаменитым центрам еврейской культуры на Моравии. Здешнее гетто было больше, чем в Праге. 12-й чешской достопримечательностью в перечне культурного наследия ЮНЕСКО в 2003 году стал местный еврейский квартал Замости с базиликой святого Прокопа — уникальный пример взаимного сосуществования христианской и еврейской культур.
Этот еврейский квартал сохранился в первозданном виде. Кроме синагоги, здесь есть здание Раввината, еврейская ратуша, школа и дом для сирот. Квартал остается ценным примером совместной жизни евреев и христиан, которое было насильно уничтожено нацистским холокостом. Более 120 жилых домов дополняются зданиями бывших еврейских учреждений: ратуши, школы, раввинства, приюта и так далее. В Задней синагоге размещена экспозиция об истории здешнего гетто, здесь же проходят различные культурные мероприятия – выставки, концерты, заседания и семинары. В Передней синагоге сегодня расположился молитвенный дом гуситской церкви. На  еврейским кладбище, датируемом 15-м веком, около 3000 надгробий; здесь и сейчас хоронят людей.

Последний приют

Почти каждая еврейская община имела свое собственное кладбище. Основное отличие между христианами и евреями здесь исходит из традиционного еврейского принципа «нерушимости гроба»: останки мертвых должны остаться навсегда там, где они были погребены. Когда заполненное кладбище нельзя было расширить, на старые могилы насыпался слой земли, и новые мертвецы погребались выше.
В отличие от христианских обычаев, когда похороны начинались в церкви, кладбища закладывались вокруг церквей же, а иной раз в церкви и хоронили, еврейские погребальные традиции никак с синагогой не связаны. Кладбища от синагог находятся иногда довольно далеко, а соседствуют друг с другом лишь по необходимости, когда речь идет о стесненном пространстве еврейских гетто.
Религиозная традиция не позволяла оставить мертвого ночью в доме, где он умер. Поэтому покойников еще в день смерти переносили в специально оборудованный «морг», размещенный чаще всего на окраине кладбища. Здесь над ним бдели члены погребального братства, которые обеспечивали и ритуальное омовение тела теплой водой на специальном каменном столе.

В Чехии можно встретить два вида еврейских надгробий: стелу и тумбу (последняя обычно составлена из нескольких каменных плит и своим видом припоминает античный саркофаг). Надгробная символика – это знаки в верхней части надгробия, указывающие на потомков отдельных староеврейских родов (руки, дающие благословление, — на могилах староеврейских священнослужителей коганитов, чайники с блюдом — на могилах левитов), звезды Давида, короны, символы профессий усопших (например, ножницы, докторский пинцет, книга), и звери, обозначающие имя мертвеца (например, лев, олень, рыба, птица). По старой традиции евреи во время визита на кладбище носили на могилы камешки.

Множество еврейских кладбищ было ликвидировано в разное время, и люди даже не знают, где они находятся. Самые старые еврейские надгробья (начиная с 15-го века) можно найти в Колине и в пражском Йозефове. Надгробья 16-го века сохранились на кладбищах в городах Брандыс-над-Лабой, Иванчице, Либоховице, Млада Болеслав и Страж. В Чехии сохранилось несколько сотен еврейских кладбищ. Старое еврейское кладби­ще относится к числу важнейших еврейских памятников мира. Оно возникло в XV веке (пер­вый надгробный камень — 1439 года), насчитывает 12 000 надгробий и является наи­более сохранившимся еврей­ским кладбищем в Европе. За­хоронения здесь проводились до 1787 года.

Мацева в саду у «дяди Вити»

Не так давно выяснилась пикантная деталь: социал-демократический депутат парламента, экс-министр культуры Чехии и популярный чешский актер Витезслав Яндак много лет назад поставил в своем саду редкостный еврейский памятник – надгробный камень «мацева». Он утверждает, что мацеву привез лет 25 назад из Словакии: «Я спас ее от уничтожения. Мы тогда были на съемках возле Братиславы, и я с ужасом обнаружил, что большевики мостят этими памятниками… дорогу. Я сказал себе: «Боже мой, и это называется уважением к истории и к людям?» Один из камней я погрузил в машину и отвез домой».

Надгробие Яндак поначалу поставил прямо у себя в доме, поскольку относился к нему с большим уважением. «Но потом я обнаружил, что камень был проклят. Якобы он стоял на могиле самоубийцы. Вокруг начали происходить разные несчастья; попав под машину, я понял, что нельзя памятники передвигать в пространстве. Но я это сделал, чтобы его спасти, поэтому своим поступком горжусь,» аргументирует Яндак. По его словам, он посетил функционеров пражской еврейской общины. «Они мне сказали, какую нужно прочитать молитву, чтобы со мной перестали происходить неприятности, что я и сделал; проблемы действительно прекратились.»
«Речь идет о типичном надгробии второй половины 19-го века. Согласно тексту, под ним лежала женщина, которая умерла 26 числа месяца нисана 5633 года, или же 23 апреля 1873 года,» сообщает работник Еврейского музея Даниэл Полакович.

Секретарь Федерации еврейских общин Томаш Краус подтвердил, что до 1989 года такие еврейские артефакты были предметом бойкого бизнеса. «Впрочем, и тогда продавать и покупать их без согласия еврейской общины было уголовно наказуемым деянием.» Ведь, согласно еврейской вере, каждый умерший иудей нуждается в мацеве, чтобы мог предстать перед Мессией.

Александр Датий