Территория Агасфера

 Евреи – большая загадка. Небольшой народ входит, наряду с арабами и другими народностями, в семитскую языковую группу (хотя собственно на иврите говорят лишь 5-6 миллионов человек). Количество евреев во всем мире сегодня — примерно 14 миллионов; при этом более 5 миллионов живут в США, 4 миллиона – в Израиле, 3 миллиона – в странах бывшего СССР (из них не менее 2,4 миллиона – в России), 1,5 миллиона – в Западной Европе. Впрочем, количество людей, «имеющих отношение» к еврейской национальности, оценивается уже в 65-100 миллионов.

Наиболее крупными этническими группами евреев являются ашкенази (из Центральной и Восточной Европы, в частности практически все евреи России) и сефарды (изначально из Испании и Португалии, затем рассеянные по всему Средиземноморью).

Согласно библейским преданиям, евреи исповедуют самую старую в мире из сохранившихся монотеистических религий – иудаизм (из которого, по существу, взошли христианство и ислам, чтобы вступить потом с иудаизмом в непримиримый спор). Иудеи считают себя потомками пророка Авраама, жившего примерно 2150 лет до нашей эры. Род Авраамовых сына Исаака и внука Иакова, размножившись в 12 «колен», поселился в Ханаане (Иудее, или современном Израиле) примерно 3800 лет назад.

Древняя история евреев окутана романтически-противоречивым трагизмом. Спасаясь от засухи, они в 17-м столетии до нашей эры под руководством 130-летнего Иакова бежали в Египет, где впоследствии были отданы в рабство на долгих 430 лет тамошним фараоном Рамзесом II. Из Ветхого Завета, спроецированного на стандартную историографию, следует, что около 1230 года до н. э. харизматичный еврейский вождь и Божий пророк Моисей вывел собратьев из египетской неволи.

Странствуя 40 лет в поисках земли обетованной, евреи получили на горе Синай десять Божьих заповедей. Овладев под руководством следующего вождя, Иисуса Навина, примерно в 1190 году до н. э. территорией родного Ханаана и попутно разгромив племена «нечестивых язычников-филистимлян», евреи около 440 лет переживали расцвет государства, культуры и религии. Ведомые выдающимися царями, например, Саулом, Давидом и Соломоном, они уверенно доминировали в регионе, пользуясь выгодными геополитическими условиями. Кульминацией  «золотого еврейского века» было строительство при царе Соломоне первого храма в столице государства — Иерусалиме. Историки датируют освящение храма и начало богослужений 750 годом до н.э.

Но потом, как повествует Библия, «во время старости Соломона, чужеземные жены его склонили сердце его к иным богам». Как читатель догадывается, ни к чему хорошему подобные увлечения не приводят. Так случилось и с евреями: за разброд и религиозные шатания элиты они поплатились тем, что уже в 722 году до н. э. 10 из 12 «колен Израилевых» были уведены завоевателями в ассирийский плен. Оставшиеся на юге потомки Иуды и Вениамина, сыновей Иаковых, продержались на земле предков еще 150 лет, но в 586 году до н. э. за ними с целью пленения пришли полчища иного завоевателя — вавилонского царя Навуходоносора… И понеслось: последующие 600 с лишним лет, вплоть до момента прихода в Иерусалим Иисуса Христа, который буквально переломил еврейскую историю и мировой монотеизм пополам, иудеи находились попеременно под гнетом разных оккупантов: вавилонян, мидян, персов, греков и римлян.

Христианская религия трактует происшедшее после 33 года, то есть после символической даты распятия Христа римлянами по наущению и под давлением иудейских религиозных фанатиков, однозначно: евреям был дан шанс искупить вину перед Господом за разные грехопадения, принять Христа как своего Мессию, но евреи не вняли. И кричали Понтию Пилату, прокуратору Иудеи: «Распни его!» И всячески поносили Сына Божия, и умножали его страдания, а иудей-ремесленник Агасфер, мимо дома которого вели Христа по направлению к Голгофе, оттолкнул Иисуса, когда тот попросил позволения отдохнуть у его дома. За это недальновидный еврей был осуждён на вечное скитание по земле и презрение. Легендарный диалог Агасфера и Христа страшен в своей лаконичности: «Иди, что ты медлишь?» — сказал жестокосердый ремесленник. «Я пойду, но и ты пойдёшь, и будешь меня ждать…» — прозвучало в ответ. С тех пор, говорят, нет на Земле пристанища не только легкомысленно-негостеприимному Агасферу, но и всем его соплеменникам.

Генетика ашкенази или Читай Талмуд, там все написано

Многие завидуют уму и умению зарабатывать деньги —  отличительным чертам евреев-ашкенази. Происхождение их восходит к предкам, мигрировавшим из Израиля в Древний Рим в первых веках новой эры. В конце концов эта группа переместилась в Восточную Европу в XII-XIII веках, увеличив свою численность до 10 миллионов накануне Второй мировой войны.

Утверждается, что евреи восточноевропейского происхождения сообразительнее большинства людей, — а быть сообразительным вредно для здоровья. Выдвинула эту теорию группа исследователей университета штата Юта: евреи на протяжении тысячелетий занимались коммерцией и ростовщичеством, а их выживание зависело от интеллекта и сообразительности. Один из путей достижения этих качеств — выработка элементов, способствующих росту нейронов, от которых зависит деятельность мозга; с другой стороны, это провоцирует генетические заболевания, к которым склонны ашкенази. Еврейский ум и еврейские болезни сошлись вместе.

Исторически евреи ашкенази в процессе воспитания сознательно развивали интеллект детей. Вовсе не обязательно быть гением, чтобы сделаться успешным ростовщиком или хорошим бизнесменом. Но нужно и в самом деле быть сообразительным, чтобы сделаться хорошим знатоком Талмуда, а супружеские нравы ашкенази были ориентированы именно на это. Состоятельный бизнесмен или ростовщик ашкенази не настаивал на том, чтобы его дочь вышла замуж за богатого молодого человека (что обыкновенно делали богатые христиане); его престиж зависел от того, чтобы она вышла замуж за человека с мозгами.

У истоков монотеизма

Иудаизм — традиционное еврейское вероисповедание, основанное на еврейской Библии (приблизительно тождественной Ветхому Завету) и религиозных комментариях. Исходит из того, что единый Бог Иегова (таков западный перевод 15-го века с иврита, в котором имя Бога написано одними лишь согласными – JHVH; евреи, которые Бога называют Адонай (Господин), считали Божье имя слишком священным, чтобы его можно было произнести) создал мир, а евреев избрал как особый народ. Иудаизм проповедует, что однажды на Земле появится Мессия, который соберет евреев в земле обетованной, то есть в Израиле, и снова построит Иерусалимский храм. Фундаментальный текст иудаистов – Тора (иногда это название переводится, как Закон). Речь идет о первых пяти книгах Библии, Пятикнижии Моисеевом, или по-гречески — Pentateuch. Кроме Торы, еврейский канон состоит из книги Пророков, сборника легенд, исторических хроник и пророчеств. Евреи хранят свои святые тексты в перагментных свитках, которые трепетно укладываются в специальные ящички, помещаемые в синагоге на алтаре, закрытом богато украшенными шторами. Во время богослужений эти свитки читают избранные мужчины.

Европейская диаспора

Собственно, вся история еврейского народа по версии современной науки – это уникальная история бесконечных гонений, борьбы, угнетения, сопротивления, поражений и побед. Они были слишком свободолюбивы, чтобы подчиняться оккупантам, но чересчур слабы, чтобы сбросить иноземное иго; одновременно даже люди, справедливо подвергающие сомнению идею «богоизбранности иудеев», их исключительного положения среди народов мира, не могут игнорировать факт невероятной жизненной силы и идейно-религиозного упорства еврейской нации, проверенных 4000 лет многотрудной истории. Давно уж нет ни вавилонян, ни мидян, ни ассирийцев, ни древних греков с древними римлянами. А иудеи сохранились, пусть и рассеявшись постепенно, под римскими ударами, в так называемую диаспору фактически по всему миру, а потом ассимилируя и мимикрируя. Но про «землю обетованную» не забыли, и с 1948 года строят на земле бывшего Ханаана и Иудеи новое государство Израиль.

По религиозным причинам их в течение последних 2000 лет часто преследовали. Из Англии все иудеи были высланы в 1290 году; возвратиться туда они смогли лишь в 17-м столетии. Из Испании они были в 16-м веке полностью высланы либо насильно обращены в католичество. В Россию им до конца 18-го века въезд был запрещен. Там, где в Европе евреев «терпели», их сосредотачивали в специальных кварталах (гетто), из которых они не имели права переселяться; они не могли работать в определенных сферах. Крупнейшими были гетто в Италии (Венеция, Рим), Германии (Франкфурт-на-Майне) и землях чешских (Прага).
{mospagebreak}
Чешская «ветвь»

Еврейские поселения на современной территории Чехии и Моравии датируются ранее 8-го столетия, а первые письменные упоминания сохранились с 10 века. Еврейская легенда гласит, что иудеи жили на месте сегодняшней Праги якобы с незапамятных времен. Когда в Богемию пришли кельты, «прекрасный еврейский город был разрушен, а жители изгнаны». В 730 году чешская княжна Либуше будто бы предрекла, что однажды на берега Влтавы явится «маленький угнетенный народ, верящий в одного-единственного бога. Будущий король должен принять этих людей благосклонно, ибо с ним на эту землю придет благодать…»

То, что евреям в Чехии понравилось, не вызывает сомнений. Даже несмотря на то, что в средние века и здесь относились к евреям, мягко говоря, без особого пиетета. Что история иллюстрирует множеством примеров. Вот лишь два из них. В 1096 году во время первого крестового похода его участники из Франции и Германии шли на Восток и через  Чехию. Летописец Козьма Пражский пишет: «Проходившие нападали на евреев и с божьего соизволения крестили помимо их воли; тех же, которые противились, убивали». А в 1098 году чешскому королю Бржетиславу II доложили о том, что евреи, не выдержав репрессий, бегут из Чехии в Польшу и Венгрию. Государь оперативно послал «на перехват» коморника и воинов. Хроника поэтично сообщает: «О, сколько денег было отнято в тот день у несчастных евреев! Столько богатств не было вынесено и из горящей Трои на Эвбейский берег».

От Отакара до Карла

Беспредел имел свои приливы и отливы. Делались попытки «легализовать» евреев; так, например, их место в социально-юридической иерархии Чешского королевства определил государь Пршемысл Отакар II, который в 1254 году издал Еврейский статут (Statuta Judaeorum). На основе этих привилегий, имеющих правомочия закона, евреи стали подданными непосредственно самого короля, который их защищал, давал религиозную и финансовую свободу. Согласно Еврейскому статуту, какое-либо нападение на евреев означало нападение на самого короля и угрозу его интересам, и потому каралось по всей строгости мрачных средневековых законов. Но за все эти привилегии еврейская община должна была платить высокие налоги и предоставлять королю кредиты.

Однако проблема заключалась в том, что каждый новый правитель страны должен был снова подтвердить привилегии, указанные в статуте. У разных королей были разные отношения с евреями. Например, знаменитый император Карл IV, признанный самими чехами едва ли не самым выдающимся их соплеменником, имел весьма неясное мнение по поводу антиеврейских поползновений. С одной стороны, современники утверждают, что «кесарь» не верил в байки о евреях, «пьющих кровь христианских младенцев», и в другие клеветнические инсинуации; с другой стороны, он смотрел сквозь пальцы на еврейские погромы в немецких областях Священной Римской империи. Правда, ничего подобного в Чехии не допускал.

Главным носителем и распространителем антиеврейских настроений была в те годы католическая церковь. В 1349 году вышел так называемый Статут Арношта; идейным руководителем этого проекта был пражский архиепископ Арношт из Пардубиц. В этом религиозном памфлете содержались обвинения против евреев как «убийц Христа»; впрочем, хитрый лис-архиепископ, не желая прослыть подстрекателем, тут же предостерегал перед напрасными столкновениями между христианами и иудеями.

Летите, голуби, летите…

Во время кровавых погромов, которые бывали и в Богемии, евреи прятались в Староновой синагоге — старейшей в Европе. Ее стены выложены из камней иудейского молитвенного дома, который стоял на этом месте еще при кельтах. Говорят, во время первого пожара шпиль синагоги облюбовали два голубя, улетевшие только тогда, когда огонь был потушен. С тех пор за Староновой закрепилась репутация духовного центра евреев.

Свобода или ассимиляция?

Хотя «передовая Австрия» шагала впереди всего европейского континента (уже в 1782 году император Иосиф II издал Патент о терпимости к евреям в австрийских землях), но евреи в Чехии, входившей в Австрийскую империю, получили полные гражданские права лишь в 1867 году. Это позволило им покинуть гетто и включиться в общественно-политическую жизнь социума. Однако это означало и начало обширной ассимиляции. Многие евреи перенимали идентичность национальных сообществ, в которых они жили, и часто полностью расставались с религией, которой их предки оставались верны на протяжении тысячелетий.

Многие евреи уже в 19-м веке достигли больших успехов в науке, политике, на государственной службе, в изобразительном искусстве, в литературе, музыке, театре и других сферах. Это вызвало новые волны антисемитизма, предрассудков и ненависти по отношению к евреям, приобретших более изощренную форму. Франция имела «свою» громкую аферу Альфреда Дрейфуса, еврея-офицера французского Генштаба, ложно обвиненного в 1894 году в шпионаже в пользу Германии и отправленного за то на каторгу. Россия в 1913 году столкнулась с киевским судебным процессом против Менделя Бейлиса, которому инкриминировали убийство мальчика Андрея Рощинского с целью «извлечь детскую кровь для приготовления пасхальной мацы». И Чехия пережила дело Леопольда Гилснера,  приговоренного к смертной казни якобы за ритуальное убийство в 1899 году молодой чешки Анежки Грузовой. Деятельность прогрессивной общественности во Франции и в России имела больший успех: Дрейфуса в конце концов, после 12-летней борьбы, не только освободили, оправдали, восстановили на службе в армии, но и наградили орденом Почетного Легиона, а Бейлиса суд присяжных и вовсе оправдал подчистую. А вот бедняга Гилснер, хоть и был помилован, но получил взамен пожизненное заключение; вышел на свободу после 18 лет тюрьмы, он так никогда и не был оправдан.

Выйти из гетто

В независимой Чехословакии (1918-38 годы), возникшей на руинах Австро-Венгерской империи,  существовали десятки еврейских общин: например, в 1930 году в стране насчитывалось 356 830 евреев. Только община Праги в 1921 году состояла из 37 тысяч человек. Среди еврейского населения страны преобладали коммерсанты, предприниматели, служащие, представители свободных профессий (врачи, адвокаты, учителя, журналисты). Евреи внесли значительный вклад в развитие промышленности, страхового и банковского дела страны (по некоторым оценкам, инвестиции еврейских компаний составили 30–40% капитала, вложенного в 30-х годах в чехословацкую индустрию). Согласно конституции, евреи имели равные с христианами гражданские права; чехословацкому еврейству был предоставлен статус национального меньшинства.

Политические руководители страны (в частности, президенты Т. Г. Масарик и Э. Бенеш), большинство чехословацкой интеллигенции, высшие иерархи католической церкви стояли на филосемитских позициях. Несмотря на это, значительная часть населения относилась к евреям отрицательно; чехи-антисемиты считали их поборниками германизации, а немцы, словаки и русины — носителями чешского великодержавного шовинизма. Еще один парадокс антисемитизма: утверждалось, что еврейское население сосредоточило в своих руках основную часть национального богатства страны, но — в то же время — поддерживает коммунистов.

В межвоенный период во всех чехословацких городах и селах со сколь-нибудь значительным еврейским населением действовали синагоги или молитвенные дома. Активно работали еврейские филантропические организации, например, Еврейское общество социальной помощи. В Чехословакии выходило несколько еврейских еженедельников; действовал Еврейский музей в Праге, основанный в 1906 году; во второй половине 30-х годов еврейские музеи открылись в городах Микулов и Голешов.
{mospagebreak}
Среди чехословацких евреев было немало видных деятелей культуры, особенно литераторов, писавших на немецком языке (М. Брод, Ф. Верфель, Ф. Кафка, Э. Э. Киш). Евреи работали в редакциях всех популярных газет (исключая праворадикальные). Широкой известностью пользовались актеры Х. Хаас и Й. Восковец, композитор Я. Вайнбергер.

После прихода нацистов к власти в Германии (1933) оттуда в Чехословакию прибыло несколько тысяч иммигрантов-евреев; в первой половине 1938 году к ним прибавились беженцы из Австрии, аннексированной Германией, и переселенцы из Румынии. Массовая иммиграция привела к усилению антисемитизма: даже некоторые политические деятели либерального толка выступили за ограничение прав евреев.

Холокост в Чехии: как это было

Вторая мировая война стала апогеем многовековых преследований евреев; период нацистского террора иудеи называют «Холокост», «Шоа» или просто — Катастрофа. В этот период были систематично уничтожены примерно 6 миллионов европейских евреев, преимущественно ашкенази.

Чешских евреев Катастрофа коснулась так же, как и их соплеменников во всей Европе. Еще в июне 1939 года в «протекторате Богемии и Моравии» (так Чехия называлась после нацистской оккупации») были введены «нюрнбергские законы», согласно которым жившие здесь евреи (по данным нацистов – 118 310 человек; из них лишь 86 715 входили в еврейские общины) лишились всех гражданских прав и возможности участвовать в экономической, политической и культурной жизни страны, посещать общие учебные заведения, пользоваться общественным транспортом и телефоном.

Чешских евреев поголовно зарегистрировали в качестве потенциальных эмигрантов и заставили уплатить чрезвычайно высокий «эмиграционный сбор», что для многих фактически означало конфискацию имущества. Общая же стоимость собственности, реквизированной нацистами у евреев Чехии и Моравии, составила около 12 млрд. чехословацких крон.
С осени 1941 года их в массовом порядке транспортировали в гетто – сначала на востоке, а потом и в северочешский Терезин (Терезиенштадт); январь 1942-го, когда на совещании нацистских бонз в Ваннзее были приняты подробные условия «окончательного решения еврейского вопроса», означал начало отправки в газовые камеры лагерей смерти.

О том, кто должен считаться евреем, существовали подробные инструкции. Жители «протектората» имели две возможности: доказать «арийское» происхождение или зарегистрироваться в религиозной общине. Уничтожению евреев предшествовали продуманные меры по сосредоточению и регистрации еврейского имущества. По приказу имперского протектора с июня 1939 года евреям позволялось проводить операции с недвижимостью только по письменному разрешению властей — оберландрата. Это означало, что без чиновничьего соизволения еврей не мог недвижимость ни продать, ни подарить. Потом евреям запретили покупать и арендовать  земли, организовывать сельхозпроизводство.

Они уже с июля 1939 года не имели права работать в судах или в органах управления. Позже евреи были лишены права на пособие по болезни; было запрещено (под страхом штрафа в 100 тысяч крон) давать евреям премии, 13-ю зарплату или отпуск, а еврейского работника можно было уволить в течение 2 дней.

Жертвы нацизма

Власти приступили к планомерному изъятию принадлежавшей евреям собственности и уничтожению еврейского наследия. Часть обрядовых предметов, свитков Торы и книг из сотен синагог Чехословакии и ряда европейских стран была свезена в Прагу, где предполагалось устроить «Музей исчезнувшего народа»; по иронии судьбы после войны они вошли в коллекцию Еврейского музея в Праге.
В 1940 году были заблокированы банковские счета евреев. Все платежи – пенсии, зарплаты, гонорары, возврат долгов и кредитов, лотерейные выигрыши – еврей мог получить лишь по ордеру через спецсчет, причем снять удавалось максимум 1500 крон в неделю – только на прокорм семьи. Золото и драгоценности гестапо у евреев активно изымало с марта 1939 года; из сейфов тайной полиции все эти богатства в 1941 году были отправлены в берлинское имперское казначейство.

Потом евреям приказали зарегистрировать оставшиеся драгметаллы в Нацбанке; через полгода им было велено продать золото и драгоценности коммерческой компании Hadega. Деньги от продажи по минимальной фиксированной цене она посылала продавцам на счет, которым невозможно было распоряжаться. В 1941 году деньги, полученные от этих продаж, были переведены посредством Zentralstelle fur judische Auswanderung (бюро по выселению евреев из «протектората») в «Переселенческий фонд», который якобы должен был оплачивать «переезд евреев» с территории Третьего рейха.

С октября 1941 года евреи не имели права без разрешения покидать место проживания. Для них были закрыты школы, театры, кино, кафе и рестораны; даже дети с 6 лет не имели права выйти на улицу без желтой звезды с черной надписью JUDE.
Гетто, куда потом переселяли целые семьи только с самым необходимым (50 килограммов на человека),  и где – пусть и в невероятно плохих условиях – можно было еще жить, были для большинства последней остановкой накануне перевозки в газовые камеры.
Перед началом «операции Терезиенштадт» власти приказали евреям из провинции переселиться в гетто городов Прага, Чешские Будейовицы, Колин, Клатовы, Пардубице, Градец-Кралове, Млада-Болеслав, Тршебич, Брно, Оломоуц, Острава и Угерский Брод. Всего с ноября 1941 года по март 1945 года в Терезин было доставлено 73 614 евреев из «протектората“. Лишь 2803 чешско-моравских еврея (большей частью те, кто состоял в смешанных браках) избежали депортации.

Из Терезиенштадта нацисты отправили 60 399 узников в Освенцим, Собибор, Майданек, Треблинку, Замосць, Ригу и Минск. Из 15 тысяч детей-узников  Терезина освобождения дождались всего 92…
Всего же в годы Катастрофы погибло 75 765 евреев Чехии и Моравии. Их имена начертаны на мемориальной стене пражской Пинкасовой синагоги.

 «Вам что, наша власть не нравится?»

В первые послевоенные годы в Чехословакии проживало, по приблизительным оценкам, 50–55 тысяч евреев. После того, как в феврале 1948 года власть в Чехословакии захватили коммунисты, а в мае того же года было создано государство Израиль, чехословацкие евреи начали в массовом порядке покидать страну: к 1950 году, когда последовал запрет на эмиграцию, 18 879 человек переселились в Израиль, еще около 7000 — в другие государства.

В конце 40-х – начале 50-х годов евреи занимали ряд высших должностей в партийном и государственном аппарате Чехословакии; например, Рудольф Сланский был генеральным секретарем компартии. Его обвинили в шпионаже и контрреволюционной деятельности. В результате «процесса Сланского» (ноябрь 1952 года), проходившего в атмосфере откровенного антисемитизма, и последовавших за ним судов и чисток тысячи евреев были сняты с ответственных постов, сотни казнены или приговорены к длительным срокам тюремного заключения.

В 50–60-х годах все еврейские организации находились в Чехословакии под строгим запретом; единственное исключение составляли религиозные общины, число которых постепенно сокращалось. К 1968 году в Чехии сохранилось лишь 7 еврейских общин; финансово они всецело зависели от государства. Синагоги, как правило, открывались только по праздникам или – изредка – по субботам; в стране почти не было раввинов.

Но с середины 60-х положение евреев начало меняться к лучшему. В 1965 году власти частично сняли запрет на эмиграцию. Некоторые старые синагоги и часть старых еврейских кладбищ (их в Чехословакии насчитывалось около 800) были признаны памятниками истории и культуры и взяты под охрану государства.

Еврейское население Чехословакии большей частью приветствовало «Пражскую весну» — попытку реформировать коммунистический строй, предпринятую Дубчеком и его сподвижниками, среди которых было несколько евреев — член политбюро компартии и председатель Чешского Национального фронта Ф. Кригель, заместитель председателя Совета министров и глава государственной службы планирования О. Шик, руководитель государственного радио и телевидения Й. Пеликан, председатель Союза чешских писателей Э. Гольдштюкер, председатель Союза чешских журналистов В. Кашпар и другие. После того, как в августе 1968 года в Чехословакию вторглись войска пяти государств Варшавского договора и власть в партии и в стране захватили догматики, эти и многие другие евреи-интеллектуалы были вынуждены эмигрировать.

Официальная коммунистическая пропаганда, развернув антисемитскую кампанию, прямо называла события 1968 года «сионистскими происками». Весной 1970 года словацкие власти лишили евреев, скрывавшихся в годы Катастрофы в лесах и не попавших в гетто или концлагеря, статуса жертв нацизма и связанных с ним льгот. Антисемитские стереотипы сохранились до конца 80-х; ими был, например, обусловлен юдофобский характер реакции официальной пропаганды на «хартию-77» — правозащитный манифест, выпущенный группой интеллектуалов-диссидентов.
Численность еврейского населения Чехословакии, открыто заявляющего о своей национальной принадлежности, неуклонно уменьшалась: с 12000 человек в начале 70-х годов до 8000 — в начале 90-х. Советы еврейских Чехии и Словакии находились под полным контролем властей; руководителей обоих объединений заставляли публично критиковать Израиль.
{mospagebreak}
Еврейская Прага

История столицы Чехии имеет богатейшую еврейскую составляющую. В 10-м веке евреи обитали, скорее всего, под Пражским Градом, в районе сегодняшней Малой Страны; в 12-м веке они начали расселяться на другом берегу реки, неподалеку от Карлова моста. Их колония в течение нескольких веков выросла в «еврейский город» со своим «советом», судами и обширным самоуправлением; этот анклав был отделен от христианской части города стенами.

Как и любая другая община, она имела времена взлетов и падений. «Золотым веком» считается конец 16-го – начало 17-го столетий, период правения императора Рудольфа II (1576-1611), когда хозяйственно сильное и многочисленное пражское гетто было одним из главных центров образования евреев-ашкенази. В Праге действовали знаменитые талмудистские школы (начало традициям которых было положено в 11-м веке), тут создавались значительные литературные и научные произведения,  здесь работали (с 1512  года) еврейские типографии. У духовных истоков гетто стояли раввин Елиэзер Ашкенази (1512-1586), примас еврейского города, придворный финансист Рудольфа II и меценат Мордехай Майзел (1528-1601) и самый знаменитый представитель духовной жизни общины раввин — Иегуда Лев.
Иегуда Лев Бен Бецалель (рабби Лев, или Махарал ми-Праг) (1512, Познань — 1609, Прага) — крупнейший европейский раввин, мыслитель и ученый XVI века, считавшийся потомком царя Давида. Сам император Рудольф II, покровитель алхимиков, назначил его верховным раввином Праги. Обладал обширными познаниями в области раввинистической литературы и светских наук, особенно в математике. Дружил со знаменитым астрономом Тихо Браге.

Могила Махараля на Старом еврейском кладбище в Праге до сих пор служат местом паломничества. К надгробию бен Бецалеля приходят люди разных вер и национальностей. Бытует поверье о том, что если, загадав желание, по древнему еврейскому обычаю положить на могилу камешек или засунуть в трещину записку, то желание исполнится.
Согласно легенде, Лев, не испугавшись бушующего пламени, сумел во время большого пожара Праги спасти библиотеку императора Рудольфа II. Позднее во время военного парада он остановил внезапно взбесившегося коня императора. После этих событий он стал личным другом государя. Нет достоверных сведений о том, что Махараль занимался «практической каббалой», включавшей элементы магии, хотя легенда и приписывает ему создание пражского Голема — искусственного человека, который предотвращал антиеврейские выступления.

Из остальных значительных личностей того времени следует упомянуть математика, астронома, первого современного еврейского историографа Давида Ганса и врача, философа и астронома Йозефа Шеломо Делмедига. Все вышеуказанные столпы еврейской Праги похоронены на Старом еврейском кладбище.

Так же, как и еврейские общины в иных странах Европы, чешская община всегда сталкивалась с религиозной, економической и физической враждебностью. Необходимо сказать, однако, что тут никогда, вплоть до времени «шоа», не было убийств евреев в таких больших масштабах, как в немецких землях, в Испании, на Украине или в России. Но и здесь бывали погромы: самым крупным был пражский, когда во время празднования Песаха в 1389 году было сожжено гетто и убито около 3000 его жителей. Пражские евреи были, совместно с остальными, трижды, всегда с интевалом в 200 лет, изгнаны из страны: в 1541-64-ом, 1744-48-ом и 1941-45-м годах. Перед депортацией в нацистские концлагеря в столице Чехии жило 39395 евреев; из них остались в живых 7540 человек.
После войны много оставшихся в живых евреев уехали в Израиль и иные страны; вторая волна эмиграции пришла после советского вторжения в 1968-69 годов. В конце концов, в Чехии осталось примерно 12 тысяч евреев, причем большинство проживало в столице.

Легенда о Големе

Дело было якобы так. В 1580 году священнослужитель-антисемит Тадеуш попытался посеять раздор между христианами и евреями. Рабби Лев узнал о заговоре. Во сне он получил совет небес, как побороть эту напасть: «Сотвори Голема из глины и уничтожь пошлую чернь, пожирающую евреев». В полночь Лев, взяв двух помощников, отправился к берегам Влтавы. При свете факелов они вылепили из глины мужскую фигуру. Каждый обошел ее семь раз против часовой стрелки, повторяя заклинание. После чего рабби вложил в рот монстру «шем», тайное имя Бога, написанное на пергаменте.
Оживленный с помощью каббалы ком глины одели, и стал он выглядеть, как обычный человек. Раввин назвал его Йозеф. Новый член общины выполнял все приказы господина. За 13 лет „безупречной службы» Голем расправился со всеми недругами евреев. Надобность в нем отпала. Верховный раввин решил уничтожить слугу. Для этого он вновь воспользовался каббалой; ритуал был совершен на чердаке Староновой синагоги. Йозеф Голем, гроза антисемитов, превратился в ком глины. На следующий день раввин объявил о строгом запрете подниматься на чердак Староновой синагоги.

Люди уверены: какое-то бессмертное существо присутствует в еврейской части города. Каждые 33 года здесь происходит необычное событие, внушающее необъяснимый ужас. Безбородый человек с монгольским лицом идет по улице еврейского квартала и на глазах у всех становится… невидимым. Рассказывают, что Голем поселился в одном из старых домов, в комнате без входа. Беспокойные материалисты нашли комнату. Неоднократно в нее пытались проникнуть с крыши, но всякий раз веревка обрывалась и человек разбивался насмерть.

Жить стало веселее

С падением коммунистического режима в ноябре 1989 года в Чехословакии создались благоприятные условия для активизации еврейской жизни. Новые лидеры Чехословакии, включая президента страны В. Гавела, сурово осудили политику государственного антисемитизма, проводившуюся их предшественниками, и заверили чехословацких евреев и мировую общественность в том, что приложат все усилия для борьбы с юдофобией. В июне 1990 года раввин Праги Д. Майер, сознавшись в том, что по требованию спецслужб снабжал их информацией о членах общины, покинул свой пост; в сентябре 1992 года его сменил К. Сидон, драматург и бывший диссидент.
В 1991 году открылся еврейский мемориальный музей в Терезине и музей Ф. Кафки в Праге; во многих провинциальных городах были установлены памятники жертвам Катастрофы. Парламент Чехословакии принял закон о возвращении прежним владельцам собственности, реквизированной коммунистическими властями; он распространяется и на еврейские общины.

Община – дело святое

Членами Еврейских общин могут быть, согласно раввинскому сборнику законов (галаха), лишь те, кто был рожден еврейской матерью, а также так называемые прозелиты (перешедшие в еврейскую веру). Согласно современному уставу Федерации еврейских общин Чехии, членами этих общин могут быть те, кто имеет хотя бы одного еврейского предка. Федерация еврейских общин (ФЕО) — главный орган, объединяющий 10 общин Чехии и Моравии, а также Терезинская инициатива, союз бывших узников нацистских концлагерей, Уния еврейской молодежи, спортивный отряд Маккаби и так далее. Еврейские общины действуют в Брно, Дечине, Карловых Варах, Либерце, Оломоуце, Остраве, Пльзени, Праге, Теплице и Усти-над-Лабем. В Чехии зарегистрировано примерно 5000 членов разных еврейских союзов. Всего же в ЧР сегодня живут примерно до 20 тысяч евреев.

Большая часть чешских евреев – пожилые люди, не исповедующие какую-либо религию. Но с недавнего времени община пополняется за счет молодежи, занимающейся исследованием генеалогии давно забытых еврейских родов, а также за счет большого числа евреев-иностранцев, преимущественно выходцев из Израиля, СНГ и США.

Деятельность отдельных еврейских общин можно разделить на: религиозную (проведение субботних богослужений и еврейских праздников, из которых наиболее важны Рош Гашана (Новый Год), Йом Киппур (День примирения), Ханука, Пурим и Песах); образовательную, (еврейская община в Праге предлагает услуги детсада и школы, разных курсов, а также изучение иудаизма на философском факультете Карлова университета); социальную (медпомощь, помощь старикам, пособия для нуждающихся; община в Праге имеет дом престарелых); строительную, (реконструкция синагог и кладбищ; для решения этой задачи ФЕО основала фонд «Наследие») и издательскую (издательство Sefer выпускает религиозную, документальную и иную литературу, а также Вестник Еврейских общин «Рош Ходеш»). В 1994 году ФЕО совместно с пражской Еврейской общиной и министерством культуры Чехии основала Еврейский музей в Праге.

Чей календарь вернее?

Поводов для споров и выяснений отношений у представителей разных народов и конфессий – пруд пруди. Вот, к примеру, еврейская хронология – и она иная, нежели у других. По подсчетам благочестивых иудеев, идет уже 5767 год от сотворения мира. Православный календарь соглашается, что сотворение мира – достаточно серьезная дата, чтобы взять ее за основу, но ведь всем известно, что мир был создан Господом в 5508 году до нашей эры, поэтому сейчас – 7516 год. Католики осторожно уточняют, что вообще-то мы живем в 2008 году от Рождества Христова. Мусульмане возражают: у вас что-то с арифметикой, на дворе – год 1427-й!  Индийцы уверены, что мы в данный момент живем в 1928 году, зороастрийцы – в 1376-м, а диковинные бахаисты – и вовсе в 163-м…

26.02.2008
журнал «ЧЕИЯ – панорама» №1(12)/2008
Александр Гайдамацкий

Поделитесь со своими близкими!

Подпишитесь на нашу еженедельную email рассылку!

PharmMark.Ru - Фармацевтические сайты, создание, продвижение, SEO