Wenceslaus Hollar Bohemus — чешский график туманного Альбиона

Vaclav_Hollar

«Творения природы и дело рук человеческих вновь ожили благодаря Твоему искусству. Прага, нарисованная Тобой, сияя, противится уничтожению. Пусть эта мраморная плита сохранит Твою славу на все века. Как жаль. Плита распадется… Но твои произведения будут жить дальше!» Мраморную плиту с этой надписью нашел на кладбище святой Маргариты в Вестминстерском аббатстве на рубеже 20-30 годов 18-го века Жорж Вертю — график, издатель, автор биографии и полного каталога произведений Вацлава Голлара, опубликованных им в 1745 году.

Вацлав Голлар, выдающийся график 17-го века, родился 13 июля 1607 года в чешско-немецкой семье, жившей в Праге на улице Соукеницкой. Его отец, Ян Голлар, занимал высокий чиновничий пост в Управлении хранения судебных книг, которое находилось на Пражском Граде. Мать Маргарита происходила из семьи мелкопоместных немецких дворян.

По всей вероятности, благодаря привилегированному положению отца, Вацлав уже в детском возрасте имел возможность познакомиться со знаменитой коллекцией произведений искусства императора Рудольфа II, а именно, c работами Альбрехта Дюрера и Джузеппе Арчимбольдо. Это оказало решающее влияние на выбор жизненного пути Голлара. Уже в то время Вацлав умел неплохо копировать работы Дюрера. Юноша с любовью и талантливо делал зарисовки Праги и Влтавы, а искусству гравюры обучался у старца Айегидия Саделеро, которого в Чехию пригласил сам император Рудольф II.

Отец не одобрял увлечение сына рисованием, так как хотел, чтобы тот получил юридическое образование. Предчувствуя, что в экономически отсталой Чехии он не сумеет добиться успеха как художник, а также из-за разногласий с отцом, Вацлав в свои 20 лет уехал из Праги во Франкфурт-на-Майне. Здесь ему очень повезло, так как он стал учеником чрезвычайно популярного в то время художника и литографа Матиаса Мериана. Голлар в совершенстве овладел искусством гравюры на металле (офортом), но главное — научился картографии, что позднее очень пригодилось ему в работе.

Можно смело утверждать, что в графике Голлар достиг совершенства. В 1635 году в кельнском издательстве «Гогенберг» издается первый альбом художника, в котором были собраны рисунки с изображением красот провинциальных городов Германии – Нюрнберга, Бонна, Кельна и т.д. Всего 24 работы. Но заглавную страницу украшала картина с видами Праги: Вышеград, Петршин и Градчаны.

На необыкновенный талант художника обратил внимание английский дипломат и меценат Томас Говард, граф Арундел. Он предложил Голлару путешествовать с ним по городам Европы с условием, что художник будет делать зарисовки самых красивых мест, лежащих на пути арстократа. Так за шесть лет, с 1636 года, они вместе объездили всю Европу, в том числе посетили Моравию и Прагу, где Голлар сделал свой эскиз панорамы чешской столицы. В Германию Голлар больше не вернулся. Он поселился в Лондоне недалеко от Темзы в резиденции графа Арундела, назначившего его директором своей кунсткамеры. Граф не случайно славился своим умением распознавать таланты и по достоинству оценивать произведения искусства. Его личную картинную галерею украшали полотна великих да Винчи и Рафаэля. В обязанности Голлара входило копировать их в графической форме.

Однако он не переписывал картины механически. Так описывает технику его работ некий Йоханн Урзидил: «Его пытливый глаз выискивал в картине главные технические приемы. Перевод языка живописи на язык графики были для него не только «изменением тембра». Это было то же самое, что переделать концерт для смычковых в произведение для клавесина. Другой инструмент требовал абсолютно другого звучания».

В 1639 году по просьбе графа Арундела Голлар становится учителем рисования принца Уэльского, впоследствии ставшего королем Карлом II. Но он так и не воспользовался предоставившимся ему шансом приблизиться к королевскому двору. В 1641 году Голлар женился на горничной жены графа, а в 1643 году у них родился сын Джеймс. В 1644 году Голлар вслед за графом Арунделом переезжает с семьей в Антверпен. Здесь он прожил лучшие годы своей жизни, познав прижизненный успех и славу. Его работы выставлялись на аукционах в лучших салонах по всему миру. Выдающийся график не был, тем не менее, консервативным снобом, находя радость и в создании эскизов тогдашней современной модной одежды, используя необчные застежки и запонки, отдавая предпочтение «дизайнерским наброскам» изделий из меха.

В 1665 году Голлара настигает страшный удар: во время эпидемии чумы умирают жена и сын, который прекрасно рисовал и мог продолжить дело знаменитого отца. В том же году Голлар женился снова. А в 1666 году в Лондоне разразился грандиозный пожар, уничтоживший 89 костелов и 13 000 домов. Город полностью утратил свое лицо. Только благодаря графическим изображениям панорамы Лондона работы Голлара потомки могут представить себе, как выглядел этот город в 17-м столетии до пожара. В том же 1666 году Голлар был назначен «королевским сценографом».

В 1668 году по просьбе короля Карла II Стюарта Голлар уехал в марокканский город Танжер, где за год нарисовал 15 картин с видом на местную величественную крепость. Он возвращался в Англию на корабле «Мари-Роз»; в испанских водах судно подверглось нападению пиратов. Корабль чуть не пошел ко дну, 11 человек погибли, тем не менее, капитану удалось отразить удар и доплыть до порта Кадис. Голлар и здесь остался верен себе: с точностью исторического хроникёра он сначала сделал эскиз битвы с пиратами, а затем перенес его на металлическую доску.

В марте 1677 года Голлар умирает в Лондоне в почтенном возрасте 70 лет, так и не нажив состояние за 50 лет довольно успешной творческой деятельности. Им создано более 400 эскизов и 2500 графических работ и офортов, а также донесены и переданы потомкам неоценимые советы по технике графического искусства. На этих его произведениях запечатлены не только люди, их портреты, одежда, мода того времени, интерьер их жилищ, но также виды городов, дома, порты, церкви, корабли, карты и даже животные. Голлар был не только графиком, его можно назвать и летописцем. На медной доске им «задокументирована» коронационная процессия Карла II Стюарта, а также суд и казнь графа Страффорда. В возрасте 13 лет Голлар запечатлел судьбоносную для Чехии битву на Белой горе, что является уникальным документом для историков.

Большая часть произведений этого художника хранится в Британском музее. Многие его работы входят в личную коллекцию королевы Елизаветы. Национальная портретная галерея хранит 200 его графических работ. Вацлав Голлар, вопреки тому, что большую часть жизни он провел в Англии, никогда не отрекался от своего чешского происхождения и до конца дней подписывался Wenceslaus Hollar Bohemus.

Сегодня рядом с Соукеницкой улицей, где родился художник,  находится престижное училище прикладного искусства, названное «Голларка» (Hollarovo nám. 2, Praha 3), а также установлен бюст графика. На площади Сметаны можно увидеть  здание с названием «Голлар» (Smetanovо nábř. 6, Praha 1). В том же блоке располагается знаменитое кафе «Славия», факультет социальных наук Карлова университета, а также Объединение чешских графиков имени Голлара, основанное в 1917 году учениками Макса Швабинского. По инициативе этой организации в честь 400-летия со дня рождения художника во дворце Глам-Галасса до середины ноября проходит выставка «Посвящается Голлару». На экспозиции представлено около 200 работ художника, а также произведения современных чешских графиков. До 13 января 2008 года на втором этаже дворца Кинских на Староместской площади проходит еще одна выставка работ Голлара под названием «Европа между жизнью и капризом», организованная Национальной галереей ЧР.

Томас Говард, граф Арундел (07.07.1585 — 04.10.1646): придворный и дипломат, один из наиболее известных меценатов в истории Великобритании. Его коллекция насчитывала более 700 живописных полотен, множество рисунков, гравюр, скульптур, книг и старинных украшений. Свою коллекцию резьбы по мрамору, известную как Арунделовский мрамор (Arundelian Marbles), Томас Говард завещал Оксфордскому университету. Покровитель Вацлава Голлара.

Карл II Стюарт (29.05.1630 – 6.02.1685): король Англии и Шотландии с 1660, старший сын Карла I и Генриетты Французской.  По оценкам одних историков, слабый и реакционный король, по мнению других – один из наиболее выдающихся государей Британии. При нём установилось разделение власти между королём и парламентом, сформировались политические партии тори и вигов.

25.11.2007
журнал «ЧЕХИЯ – панорама» №6(11)/2007
Мила Калинина

Поделитесь со своими близкими!

Подпишитесь на нашу еженедельную email рассылку!

PharmMark.Ru - Фармацевтические сайты, создание, продвижение, SEO