Библия дьявола

 Рубеж XII – XIII столетий. Европу захватывает страсть к крестовым походам, Чингисхан строит планы абсолютного господства, а на востоке Чешского королевства, в монастыре Подлажице несчастного монаха за какой-то проступок бросают в темницу. До конца жизни. Но послушник не смиряется с печальной участью и предлагает сочувствующему аббату сделку: свобода  в обмен на рукопись Библии невиданного размера. Правда, книга обещает быть необычной не только по величине, но и по содержанию – кроме Ветхого и Нового заветов,  в ней должны найти место и иные церковные писания. По всем подсчетам, монаху не хватит целой жизни, чтобы справиться с заданием. И тогда он призывает на помощь темные силы.

Дьявол тут же является постриженнику и, в свою очередь, предлагает следующее соглашение. Мол, Библия будет написана за одну ночь, но взамен монах отдаст свою душу, а также изобразит черта во всей его красе в самой книге.
Так появление самой большой рукописи в мире объясняет легенда. Эту таинственную теорию подтверждает приложение к Codеx Gigas, написанное несколько позже, а также огромное, в целый лист,  изображение самого беса.

А был ли дьявол?

Конечно, былинам да сказаниям верить не обязательно, но вот только слишком много вопросов остается без ответов. Например, кто же все-таки написал гигантскую книгу? И как долго над ней работали? И для чего ее сделали таких размеров? Как Библию использовали?
По предположениям ученых, на написание книги в 320 страниц размером 890 х 490 мм, причем бисерным почерком (высота букв в среднем равняется 4 мм), должно было уйти не менее 20 лет усердного труда одного человека. Но только не в темное Средневековье: отсутствие электричества сокращает количество «трудочасов» в несколько раз. Кроме того, даже написание труда, которое впоследствии назовут восьмым чудом света, не освобождало монаха от целого ряда молитв и иных церковных ритуалов.

Напрашивается объяснение: над Библией работало несколько человек! Но вот одна досадная загвоздка – графологи однозначно заявляют, что писал ее один человек: почерк на всех страницах один и тот же, буквы одинакового наклона и размера (в основном высотой 4 мм, в некоторых местах — 10 мм),  с постоянным расстоянием между строк. И тут опять возникает вопрос: вы когда-нибудь встречали человека, у которого за 20 лет не менялся почерк? Хотя бы чуть-чуть?

Читка как пытка

Интересно, что ученые не могут объяснить не только то, как «дьявольскую» Библию можно было написать, но и как ее умудрялись читать.

Представьте себе книгу величиной с письменный стол, то есть в метр высотой и полметра шириной. Шрифт – слегка крупнее Times New Roman 12. И теперь попробуйте такую рукопись прочитать. Это у вас получится, если вы а) ляжете на книгу; б) возьмете подзорную трубу; в) повиснете над книгой на расстоянии 20 сантиметров. И не забудьте, что вы – церковный служащий, то есть ползать и летать над Библией вам никто во время службы не позволил бы, а средневековый священник с подзорной трубой – это нонсенс в квадрате.
Так зачем же такую огромную книгу вообще надо было создавать?

По мнению Зденека Углиржа, чешского историка, который, кстати категорически отвергает мистические аспекты Codеx Gigas, средневековые книги необычных форм и размеров служили не для чтения. Доктор филологических наук господин Углирж всю свою жизнь посвятил изучению рукописей, и его заключение таково: «Codеx Gigas является «книгой без естественных читателей», что означает, что данная книга совершенно бесполезна в обычном смысле. Ее настоящее предназначение совсем иное, нежели у типичных книг. И именно поэтому она во все времена привлекала к себе внимание: ее предназначение, функции и смысл всегда были окутаны тайной».
Ученый так и не дает точный ответ, с какой целью в чешском монастыре возникла такая «неудобная» библия. Тем не менее, он перечисляет некоторые возможности её утилитарного использования. Во-первых, наиболее типичное – в качестве книги заклинаний или артефакта для перехода в параллельный мир. Как известно, крупные книги были довольно распространенным реквизитом волшебников, колдунов и чернокнижников. В подтверждение этой теории говорит содержание Codеx Gigas: одна из глав посвящена заклинаниям.
Еще одно нестандартное использование книг встречается и в описаниях эпохи позднего Средневековья и раннего Нового времени. Здесь книги нетипичного формата служили для алхимических операций по воссоединению с Духом святым.

И вновь перед нами загадка. Если «Гигантский Кодекс» был создан для магии (колдовской или алхимической), да к тому же был связан с нехорошими легендами и обладал еретическим содержанием (о чем ниже), то как он пережил инквизицию? Ведь на её кострах превращались в пепел куда более безобидные книги!
 
Рукописи не горят

При изучении жизненного пути загадочной книги не покидает ощущение, что Codеx Gigas сама себе выбирала судьбу. И обязательно оставляла за собой заметный след. Но — обо всем по порядку.
Итак, историки согласны с легендой в одном – Библия была создана в чешских Подлажицах. Хотя непонятно, как самая большая и знаменитая книга могла родиться в одном из самых нищих и безвестных монастырей Европы. Может, все же потусторонние силы помогли? Однако там реликвия не задержалось: нерадивые монахи  заложили её в лавке у Кутной Горы. Больше книга в Подлажице не вернется, а сам монастырь будет стерт с лица земли во время гуситских войн.
 
В кутногорском пригороде Седлеце книга находится до 1295 года. Там ее замечает аббат Бавор из Бржевнова, выкупает и увозит в свой монастырь Броумов. А через некоторое время в Седлеце вырастет самое мрачное сооружение в Европе – Костехранилище с декором из человеческих костей. Стоит ли уточнять, что сам монастырь, где Библия хранилась, в апреле 1421 года был сожжен дотла?
В Броумове «Библия дьявола» задержится на 170 лет – это ее самая длинная «остановка» на территории Чешского королевства. Однако и здесь страсти бушуют вокруг книги: таинственным образом она переживает сразу несколько пожаров, во время которых сгорал не только сам монастырь, но и весь город вместе с жителями. Впрочем, на период XVI – XVII веков приходится и пик популярности Codеx Gigas. Посмотреть на нее съезжаются со всех концов страны, и монахи предлагают всем гостям Броумова регистрироваться прямо на страницах Библии.

Гостевая книга

Благодаря выдумке монахов из Броумова мы сегодня можем с точностью сказать, кого «дьявольская Библия» интересовала начиная с 1590 года. Одну из первых записей в манускрипте оставил король Фердинанд I Габсбургский. Впрочем, в главе под названием «Некролог» можно найти автографы и менее именитых гостей. Оказывается, большая часть посетителей были простыми смертными, но некоторые называли себя некромантами, то есть людьми, практикующими общение с душами умерших людей. Каким способом им должна была помочь книга-курьез, неизвестно.
{mospagebreak}
Не менее интересен следующий читатель, прибывший в Броумов из Баварии. Речь идет о личном алхимике герцога Вильгельма V, который по указанию государственного мужа пытался раскрыть секрет философского камня, позволяющего получать золото или дающего бессмертие. Опять-таки, остается тайной, почему он именно в этой книге искал заветный рецепт для совершения чуда.
Но роковую роль в судьбе «Дьявольской книги» сыграли посланники императора Даниэль Принтц и Йиржи Бартольд Понтанус. Изучали они загадочную книгу в разное время, но уже тогда стало ясно: помазанник Божий явно неравнодушен к волшебной Библии, а потому и посылает в Броумов своих гонцов. Было лишь вопросом времени, как долго Библия останется в провинциальном городке.

Библия как взятка

Броумов к концу 16-го столетия превратился в популярный город, куда стекались любители всего необычного. Еще бы! Прикосновение к «Библии дьявола» должно было спасать от болезней, приближать к познанию истины, учить секретам богатства и даже помогать общению с потусторонним миром. И вдруг ценная книга бесследно исчезла.
 
Объявилась она в Праге, причем при довольно несимпатичных обстоятельствах, которые сегодня называют попросту взяточничеством. Дело в том, что аббат броумовского монастыря проведал о планах государя Австрийской империи Рудольфа II, что тот собрался отозвать аббата Мартина из Правдовиц. Тогда уважаемый священник решается подкупить императора, зная увлечение Рудольфа алхимией. Не темные ли силы надоумили аббата на сделку с честью?

Как бы то ни было, в 1594 году аббат Мартин отправляется в Прагу. Там он сообщает о своем решении перевезти манускрипт в более достойное место – на Пражский Град. И 4 марта 1594 года один из посланников императора, с многочисленной свитой, забирает книгу из Броумова. Занимательно, что процессия преодолевает путь длиною всего в 185 километров долгих две недели.
Одно время историки ломали голову, что задерживало подданных Рудольфа в дороге. Оказалось, что просто в каждом городке они уступали уговорам местных дворян и устраивали смотрины гигантской книги. Любопытные провинциалы и не догадывались, что видели одну их самых таинственных книг в мире Codex Gigas первый и последний раз в своей жизни.

Соседи по кунсткамере

Блюдо-лохань из панциря черепахи. Умывальный гарнитур из морских раковин для душистой воды. Самый известный портрет работы Джузеппе Арчимбольдо: мужина с носом-грушей и глазами-вишнями, он же император Рудольф II в образе божества Витрумна. Экваториальные солнечные часы и уникальные рыцарские доспехи.
 
Все эти разнообразные (и это еще мягко сказано) предметы стали соседями Codex Gigas по кунсткамере Пражского Града. Страстный коллекционер, ученый, ценитель искусства и мистики, Рудольф II чего только не собрал в своем дворце. Были здесь, к примеру, "змеиные языки", украшенные акульими зубами. С давних пор им приписывали магическую силу, считая, что они указывают наличие яда.
Аналогичную функцию выполняли сосуды из рога носорога. Рудольф обладал одним из самых эффектных таких сосудов — Падающим кубком из рога носорога и Кубком из рога носорога с клыками бородавочника.
 
Безоары (округлые образования различного размера – встречаются в пищеварительном тракте жвачных животных – прим.автора) пользовались особой популярностью, так как Рудольф считал, что они предохраняли от болезней и меланхолии. А именно этим психическим заболеванием страдал император.
Монарх верил и заклинаниям, поэтому его клинки и сабли были снабжены рукоятью из кораллов (обладающих магической защитной силой) с заклинанием, написанным золотом.  

Впрочем, Рудольф коллекционировал не только целебные раритеты или средства от «сглаза», но и действительно курьезные вещи, например, фехтовальный щит с фонарем – очень богатый, но лишенный смысла предмет используемый для ночных дуэлей.
Многие артефакты император практически не использовал, однако «дьявольская Библия» неизменно влекала к себе Рудольфа. Однако, как мы с вами выяснили, почитывать манускрипт перед сном весьма неудобно. Поэтому Рудольф, дабы облегчить изучение книги, приказал в феврале 1597 года своему писарю Иоганну Губерту Понтанусу переписать некоторые главы. Какие точно, остается неизвестно, однако Рудольфа явно привлекали не Ветхий или Новый заветы. Но что же тогда?

Тайная страсть императора

Профессор Камил Болдан, работающий в чешской Национальной библиотеке в отделе рукописей и старинного книгопечатания, считает, что главный интерес императора Рудольфа II касался той части Библии, где перечислялись формулы-заклинания от чумы, а также заговоры для распознавания злоумышленника. Заветные тексты находились на оборотной странице изображения беса.
Еще одна глава могла привлечь императора. Это пассажи о природе и медицине, где раскрывается анатомия человеческого тела, целебные свойства трав и способы оздоровления больного человека.
 
А для историков интересна та часть «Кодекса», где переписаны Хроники Космия, рассказывающие об истории Праги и Богемии.
Кстати, ознакомиться с магическими словами и научными текстами гигантской книги может любой желающий через Интернет, на сайте Шведской национальной библиотеки www.kb.se/codex-gigas, куда ученые выложили отсканированные страницы из Библии. А вот как чешская «дьявольская Библия» попала к шведам, — это ещё одна часть исторического детектива.

Шведская семья

Было утро 26 июня 1648 года. Заканчивалась Тридцатилетняя война. Исход ее был ясен. Однако неожиданно шведские войска, минувшие было Прагу,  развернулись и очень быстро оккупировали Пражский Град. Только генерал Кёнигсмарк знал, зачем армии пришлось сделать крутой маневр. Дело в  том, что шведская королева Кристина передала главнокомандующему список ценностей, которые нужно было вывезти из Праги. И среди них была упомянута «Библия дьявола».
Солдаты получили приказ найти самую большую рукопись на Пражском Граде и тут же ее отправить в Стокгольм. Вояки беспрекословно выполнили поручение, а впридачу к Библии зачем-то вывезли живого льва – настоящую диковинку для шведского обывателя.

Прошло долгих 359 лет, прежде чем «дьявольская Библия» вернулась обратно в Прагу, в здание Клементинума — Национальной библиотеки Чешской Республики. Правда, в Чехии она пробудет недолго, лишь до 6 января 2008 года. Шведы предоставили Codex Gigas после того, как получили гарантийное письмо премьер-министра Чехии Мирека Тополанка о том, что чехи вернут книгу шведам.
В Прагу манускрипт доставили на военном самолете, и свой путь к хранилищу он преодолел под усиленной военной охраной – прямо как в далеком 1648 году.

Ценность книги столь велика, что к началу экспозиции здание Клементинума оборудовали новой охранной сигнализацией. В зал, в котором поддерживается особый микроклимат, пускают лишь 60 человек в час. Они имеют возможность в течение десяти минут рассматривать помещенный в специальный футляр манускрипт, раскрытый на 290-й странице. На ней как раз и находится знаменитое изображение дьявола.

25.12.2007
журнал «ЧЕХИЯ – панорама» №6(11)/2007
Евгений Олейник

Поделитесь со своими близкими!

Подпишитесь на нашу еженедельную email рассылку!

PharmMark.Ru - Фармацевтические сайты, создание, продвижение, SEO