Аттестат не для средних умов

1

Подобно тому, как многие общества держатся на железном становом хребте талантливых посредственностей, и народ чешский не раз на крутых поворотах своей истории убеждался, что его среднестатистичность бывает покруче иных пассионарностей. Похоже, что усреднённость (в хорошем смысле этого слова) плавно перетекает во все сферы жизни чехов, в том числе — и в образование. Согласно данным Евростата, Чехия может похвастаться наибольшей долей людей со средним образованием в Европе. Из этой-то золотой середины, видимо, и происходит знаменитое чешское благополучие. А очень многие чехи считают верхом своих мечтаний получение законченного среднего образования с «матуритой», то есть, с аттестатом зрелости. И правильно — зачем хватать звёзды с неба, когда и на земле дел невпроворот?

От панбархата Марии Терезии до «бархата» Гавела

Наш журнал уже подробно рассказывал в прошлом о системе чешского образования (напоминаем, что речь идёт о статье «Тяжело в учении» в номере 1/24 за 2010 год). Как известно, её традиции закладывались ещё в 18-м веке: обязательное посещение школы детьми от 6 до 12 лет ввёл в 1774 году Всеобщий школьный устав императрицы Марии Терезии. После обретения в 1918 году Чехословакией независимости в стране обязательной стала восьмилетка. Начальные школы были разделены на две ступени: школы общую (1-5-е классы) и мещанскую (6-8-е классы). В начале 60-х годов 20-го века основное посещение школы продлили до 9, а на рубеже 70-80-х годов — до 10 лет, фактически сделав обязательным образование среднее. Каждый выпускник начальной школы, по сути, должен был продолжать учёбу в гимназии, среднем профессиональном училище или средней профшколе. В 1990 году, после свержения прежнего режима и утверждения во власти новой элиты во главе с диссидентом Вацлавом Гавелом, правда, был сделан шаг назад: обязательное 10-летнее посещение школы снова сократили до 9 лет.

По среднему — континентальный рекорд

Итогом этих многолетних усилий и метаний стало нынешнее еврорекордсменство Чехии по числу людей со средним образованием. В сентябре 2006 года выяснилось, что она в рамках континента вообще относится к странам, которые могут похвастаться одним из самых высоких уровней просвещения на этом срединном уровне, подтвердив звание „сердца Европы“ и оси, на которой держится Европа Центральная. А вот что касается доли граждан с высшим (равно как и с начальным или незаконченным начальным) образованием, страна очутилась в нижней половине списка европейских государств.

study-stuff

Статистики соотнесли средние значения по отдельным уровням образования с количеством жителей так, что результат в виде нуля соответствовал бы положению, при котором в стране никто не имеет никакого образования, а сотня означала бы, что все жители – выпускники вузов. Чехия в целом имеет неплохой результат – 48,8, третий наилучший. На вершине 18 сравнивавшихся стран — Эстония (51,2); второе место досталось датчанам и литовцам (49,3). Нижние ступени таблицы заняли Италия, Португалия и Греция с показателем ниже 40.

От „примы“ до „терции“

Становым хребтом системы современного образования в Чехии является её деление на три области: примарную (начальную), секундарную (среднюю) и терциальную (дальнейшую). Эта система в идеале позволяет повышать уровень знаний населения практически в течение всей жизни. Бесплатное обязательное начальное образование, провозглашённое Всеобщей декларацией прав человека (1948), представлено в Чехии сетью детских садов и начальных школ.

Секундарное образование продолжает дело, начатое в „примарный“ период; как правило, оно длится 3-4 года. Обучаться в средних школах могут те, кто завершил 9-летнее обязательное начальное образование. Процесс одоления средних школ делится на обычное среднее (1-2 года), среднее со свидетельством о профспециализации (2-3 года, предоставляется средними профессиональными училищами) и полноценное среднее образование с экзаменом на аттестат зрелости (по-чешски — „матуритой“; как правило, это обучение длится 4 года в гимназиях и средних профессиональных школах).

Этот самый экзамен (о котором сегодня у нас, в основном, речь и пойдёт) в настоящий момент состоит из нескольких частей: теста по чешскому языку и других экзаменов, зависящих от специальности обучения, а также (частично) от выбора учащегося. Из-за него в Чехии в последнее время разгорелся нешуточный дискуссионный сыр-бор. Дело в том, что одна часть общества давно и всерьёз жаждет матуриту реформировать во имя торжества просвещения, а другая половина требует оставить старый добрый экзамен в покое, причём по той же самой причине. Борьба протекает с переменным успехом; впрочем, с точки зрения легислативы реформисты со второй половины только что прошедшего десятилетия стали явно переигрывать противника. Был принят закон, согласно которому уже с 2008 года этот важнейший экзамен должен был складываться из двух этапов: совместного (государственного) и профилирующего (специфического для отдельных типов школ). Целью является обеспечение лучшей сравнимости результатов экзаменов, сдающихся в разных школах. Но парламент Чехии, в конце концов, отложил введение местного эквивалента российского ЕГЭ до лучших времён. Которые должны были бы наступить уже в 2011 году. Впрочем, об этом и подробнее – ниже.

Последний шаг на пути к чешским плодам просвещения — терциальное образование, непосредственно следующее за полным средним с матуриальным экзаменом. К „терции“ относятся такие виды образования, как профессиональное высокого уровня и высшее. Система обучения в профессиональных учебных заведениях высокого уровня почти аналогична вузовской, но при этом в них действуют некоторые правила средних школ. Учёба завершается „абсолюторием“, специфическим экзаменом по избранным предметам, практическим тестом и защитой письменной работы. Одновременно с абсолюторием выпускники получают титул „дипломированный специалист“ (сокращённо DiS., пишется после имени и фамилии).

Высшее образование возможно для всех желающих с оконченным полным средним образованием (матуритой), которые успешно сдадут вступительный экзамен. Большая часть университетов имеет следующие аккредитованные программы: бакалаврские (как правило, речь идёт о 3-летних специальностях); магистерские (от 2 до 6 лет; в итоге сдаются госэкзамены и защищаются дипломные работы) и инженерские (касаются технических и экономических специальностей). После окончания вузов некоторые студенты продолжают углублять специализацию в 3-годичных докторских (аспирантских) программах.

Есть такое слово „надо“

Так вот, возвращаясь к нашим баранам, то есть, матурите: в чешских средних учебных заведениях она необязательна. Ученики, которые матуритный экзамен не сдадут, имеют законченное среднее образование без аттестата зрелости, что могут доказать, предъявив свидетельство об окончании последнего года (курса) обучения. Но большинство всё же добровольно стремится её сдать, поскольку успешное преодоление матуритного барьера есть необходимое условие для приёма в вуз.

Матурита в Чехии, как уже было сказано выше, состоит из двух частей – письменной и устной. Письменный экзамен – сочинение. В день экзамена выпускники получают на выбор несколько тем и соответствующих им форм изложения мыслей; избранный вариант заносится в протокол. Далее в течение четырёх часов студенты должны работать самостоятельно, но могут использовать учебник по правилам чешского правописания. Оценка матуритной письменной работы – обычная пятиступенчатая (1 – отлично; 2 – похвально; 3 – хорошо; 4 – удовлетворительно; 5 – неудовлетворительно).

Устный экзамен ученик сдаёт экзаменационной комисии минимум по 4 предметам, один из которых – обязательно чешский язык и литература. Оценка каждого предмета – тоже 5-ступенчатая; для успешной сдачи экзамена нужно получить по каждому предмету хотя бы 4 балла (кроме предметов, по которым экзамен сдан добровольно и „сверх плана“). Оценка по чешскому языку определяется на основе результатов письменного и устного экзаменов, причём отметка по письменному составляет минимум 30% от общего балла. В случае успешной сдачи экзамена студент получает вожделенный аттестат зрелости.

Полную версию статьи читайте в журнале ЧЕХИЯ-панорама №1 -30-2011

Поделитесь со своими близкими!

Подпишитесь на нашу еженедельную email рассылку!

  • Марина Андреева

    Среднее образование и всё? То есть большинство чехов ни колледжей, ни университетов не заканчивают после школы? А ведь уровень жизни в Чехии хорош. Это говорит о том, что не диплом для работодателя важен, а способности работника.

PharmMark.Ru - Фармацевтические сайты, создание, продвижение, SEO