Чешский «Шлиман» и его украинская «Троя»

 О раскопках немецкого археолога Генриха Шлимана, нашедшего легендарную Трою, воспетую Гомером, вероятно, знает любой школьник планеты. А вот об открытиях чешского археолога Викентия Хвойки в Украине не осведомлены даже на родине героя. Между тем, любой учебник истории стран Восточной Европы обязательно рассказывает о древнейших земледельческих племенах трипольской культуры V – III тысячелетия до н. э. Ее-то  и открыл в 19-м веке Викентий Хвойка.
Но не только этим прославил он свое имя в мире археологии. В. Хвойка исследовал и обосновал существование еще целого ряда культур Восточной Европы, таких, как зарубинецкая или черняховская, которые современные ученые связывают с ранними славянскими племенами.

Именно он одним из первых начал вести в Киеве раскопки остатков дворцов князей Киевской Руси, нашел древнее языческое капище, стоянку охотников каменного века на мамонтов, развалины древнерусского храма и оборонительных сооружений в Белогородке под Киевом, раскопал десятки древних поселений, городищ и курганов разных эпох в лесостепной части Украины. Однако главная его заслуга заключается в создании стройной научной гипотезы о древнейшем заселении славянскими племенами территории Среднего Поднепровья. Эта гипотеза, затрагивающая вопросы происхождения семьи индоевропейских народов вообще и славян в частности, а также сохранения автохтонного населения на современном этапе является одной из самых проблемных и спорных в современной науке. Тем с большей уверенностью можно сказать, что открытия и исследования В.Хвойки имеют общеевропейское, а то и мировое значение.

Киев – город хлебный

Биография замечательного чеха и выдающегося украинского археолога достаточно необычна. Родился Викентий (Винцент) Хвойка 2 февраля 1850 года в селе Семини недалеко от города Пардубице, в семье крестьянина, происходившего из чешских дворян, обедневших после поражения сословно-протестантского восстания в 1620 году. Викентий был первым из девяти детей в семье. Начальное образование получил в сельской школе, а затем окончил в 1864 году коммерческое училище в Хрудиме. Потом устроился на работу садовником в Праге; здесь он впервые познакомился с историческими памятниками и на всю жизнь "заболел" изучением древностей.

Его романтические мечты прервала проза жизни. Неудачная любовь заставила Викентия уехать в 1876 году в далекий Киев. Тогда многие недовольные жизнью чехи переезжали из Австро-Венгрии в другие страны. Нелегко поначалу пришлось эмигранту в чужом городе, но позже он всем сердцем полюбил Киев, который стал для него родным. Здесь прожил он 38 лет, до конца своих дней. Здесь же сделал Хвойка и открытия, обессмертившие его имя.

Сначала чешский переселенец зарабатывал на жизнь преподаванием немецкого языка, рисования и даже фехтования. Затем занялся выращиванием семян чешского проса «росичка» и  хмеля. На этом поприще он добился немалых успехов, которые были отмечены «Похвальным листом» и бронзовой медалью на выставке в Ромнах (1884) и в Харькове (1887). А на престижной Парижской сельскохозяйственной выставке 1889 года он был награжден серебряной медалью и дипломом об избрании в члены Французской аграрно-промышленно-коммерческой академии. Тогда же Хвойка написал и издал в Киеве книги «Росичка» (1885) и «Хмелеводство и уход за хмелем» (1891), содержание которых не утратило значения до сих пор.

О значении пожаров в археологии

А потом один несчастный случай изменил всю жизнь Хвойки, превратив его из агронома в археолога. В селе Петрушки под Киевом он арендовал участок для выращивания хмеля; при сушке урожая в сарае возник пожар. Все сгорело, включая вещи и документы. Хвойка затеял строительство сарая нового, начал рыть котлован для фундамента и… нашел клад древнерусских браслетов. Находка была весьма кстати: предприниматель не только продал старинный клад за 60 рублей, поправив финансовые дела, но и, забыв о хмеле и просе, воспылал страстью к археологии. Он и раньше собирал книжки по древней истории Киева, а теперь решил заняться исключительно раскопками.

Вскоре подвернулся и случай: на окраине Киева, на улице Кирилловской, что на Подоле, в 1893 году при добыче глины для кирпичного завода нашли огромные кости мамонтов. На месте оказался В. Хвойка, который обратился за консультацией по поводу дальнейших раскопок в университет, к знаменитому профессору В. Антоновичу. Профессор одобрил его занятия, подчеркнув, что необходимо найти кремневые орудия труда древних людей, чтобы доказать, что находки связаны со стоянкой охотников каменного века.

"Привет" от художника из палеолита

Хвойка с головой окунулся в раскопки. Успехи превзошли все ожидания: он отыскал не только кости мамонта, но и остатки костров, кремневые орудия и даже "художественно обработанную" древним художником кость мамонта. Это была первая находка предмета палеолитического искусства на территории Восточной Европы. Кирилловская палеолитическая стоянка оказалась двухслойной; Оксфордская лаборатория определила ее возраст (19,2 тысячи лет) с помощью современных радиоуглеродных анализов. Слухи об открытии распространились в научных кругах России и других стран Европы. На место раскопок приезжали известные французские ученые профессор Годри и барон де Бай. Хвойка подарил французам часть коллекции кремневых изделий, которые хранятся ныне в фондах Музея национальных древностей в Сен-Жермен-ан Ле под Парижем.

Внимание Хвойки во время раскопок Кирилловской палеолитической стоянки  привлекли остатки землянок, заполненные обломками древней глиняной посуды. Это был первый шаг на пути к открытию древнейшей земледельческой трипольской культуры. Позже он начал раскопки южнее Киева, в селах Триполье (по его названию была поименована и культура), Веремье, Долина, Щербаневка, Халепье, Стайки и других. На ХI Археологическом съезде (1899) в Киеве В. Хвойка сделал доклад «Каменный век Поднепровья», в котором обобщил результаты находок. Участники съезда громкой овацией встретили сенсационное выступление. Это был триумф замечательного чешско-украинского ученого-самородка.

Задолго до греков и скифов

Справедливости ради, надо сказать, что расписные "трипольские" сосуды находили в разных частях Украины задолго до Хвойки, на протяжении почти всего Х1Х века. Однако исследователи относили их к другим культурам, в частности, к греко-скифскому периоду (I тысячелетие до н. э.). Викентий Хвойка первым сумел разглядеть в керамике Среднего Поднепровья следы отдельной древнейшей    культуры — трипольской. Его идею поддержал профессор-одессит Э. Штерн, который раскопал трипольское же поселение Петрены в Молдавии. В то время все ученые были увлечены разгадкой тайны расцвета античной цивилизации Средиземноморья. Профессор Штерн, основываясь на выводах Хвойки о существовании высокоразвитой трипольской культуры с расписной  керамикой, высказал предположение, что истоки  греческой цивилизации следует искать именно в Северном Причерноморье.

Хвойке в археологии везло необычайно. Ему удалось найти большие могильники конца І тысячелетия до н. э. — начала нашей эры южнее Киева, возле сел Черняхово, Зарубинцы и Ромашки. Находки послужили базой для идентификации признаков еще двух древних культур – зарубинецкой и черняховской. Европейская археология в ту пору увлеченно искала следы раннего существования современных народов континента. Памятники же древних славян особенно активно исследовали  именно чешские ученые — Л. Нидерле, Й. Пич и другие. Зарубинецкая и черняховская культуры, открытые Хвойкой, сыграли важную роль в исследовании расселения древнейших народов.

Признание — при жизни

Помимо археологических раскопок, В. Хвойка отличился и при создании Киевского музея. Дело в том, что в этом древнем историческом и культурном центре Европы до самого конца ХІХ века не было такого научного заведения. Хвойка не только активно участвовал в его организации, но и разработал один из проектов здания. Музей был построен к открытию ХI Археологического съезда. Ученый-энтузиаст заведовал в нем отделом археологических коллекций  вплоть до своей кончины в 1914 году. Наскоро возведенное здание музея  было очень сырым; это обстоятельство стоило Хвойке здоровья, но, оптимист по натуре, даже заболев, он шутил, что, мол, "высушил стены музея собственными легкими".

Научная деятельность В. Хвойки была оценена еще при жизни, о чем свидетельствует избрание его членом 13 российских научных обществ. О его авторитете свидетельствует то, что Русский византийский институтт в Константинополе обратился к нему с просьбой произвести раскопки курганов в славянских странах на Балканах; проект не был осуществлен из-за войны на полуострове в 1912–1913 годах. В. Хвойка был лично знаком и переписывался с известными археологами Д. Анучиным, В. Городцовым, А. Спицыным, М. Бранденбургом (Россия), Э. Минзом (Англия), П. Рейнеке, С. Шредером (Германия) и другими.

Верный сын чешского Возрождения

В чем причина невероятных научных успехов В. Хвойки? Конечно же, не только в трудолюбии и трепетном  интересе к древностям. В то время популярность археологии в Европе, Азии и Средиземноморье стремительно шла в гору. Наряду с фундаментальными исследованиями в области точных наук, на рубеже ХІХ-ХХ веков широко открылись и горизонты исторического познания. Но дело было не только в этом. Выдающийся исследователь русской археологии А. Формозов пишет, что научные успехи Хвойки были обусловлены и несомненным расцветом национального чешского Возрождения, с которым он был кровно связан. Ученый был избран иностранным членом научного совета Музея Чешского королевства. Тамошние коллеги называли Хвойку пионером украинской археологии. В. Хвойка общался с другими выдающимися чехами, жившими в Российской империи, например, с братьями Шкорпилами, один из которых возглавлял Керченский музей.

Навечно в памяти Украины

Викентий Хвойка воспитал целую плеяду учеников, например, В. Козловскую, В. Щербаковского, Н. Полонскую-Василенко. В современной Украине имя Хвойки — одно из самых почетных в череде знаменитых археологов и историков. Его именем названа улица в Киеве. На доме в столице страны, где он жил в 1898–1914 годах (улица Игоревская, 9), установлена мемориальная доска. Украинское общество охраны памятников истории и культуры учредило в 1990 году премию имени Викентия Хвойки за выдающиеся исследования в области археологии. В 1994 году Укрпочта выпустила специальную почтовую марку «100-річчя відкриття трипільської культури», а в 2000 году Нацбанк Украины к 150–летию со дня рождения археолога отчеканил 2-гривенную монету с портретом ученого и надписью «Вікентій Хвойка. 1850–1914».
В Национальном музее истории Украины открыт отдельный зал имени Хвойки. Возле Киевского областного археологического музея в селе Триполье   установлен его бронзовый памятник. Викентий Хвойка и трипольская культура стали определенными символами в культуре, науке и политике современной Украины. Сейчас проводится значительная работа по изучению большого архивного наследия археолога. Иван Черняков в 2006 году издал книгу «Вікентий Хвойка. 1850–1914». Ежегодно 2 ноября в Киеве, в день памяти В. Хвойки на его могиле на Байковом кладбище собираются представители науки и культуры страны, чтобы почтить память выдающегося сына Чехии и исследователя Украины.

Редакция благодарит за помощь при подготовке статьи ученого-археолога Ивана Тихоновича Чернякова (Киев), члена Союза художников Украины Лидию Николаевну Крышталь и народного мастера Украины, реконструктора трипольской керамики Людмилу Ивановну Смолякову.

26 августа 2008
журнал «Чехия – панорама» №4(15)/2008
Александр Датий

Поделитесь со своими близкими!

Подпишитесь на нашу еженедельную email рассылку!

PharmMark.Ru - Фармацевтические сайты, создание, продвижение, SEO