Острые углы чешского зодчества

 20-й век стал временем нового взлета в архитектуре Чехии.  Сначала резко ускорившийся темп эпохи нашел художественное выражение в декоративном стиле модерн. Но уже в 1910 году у него появился конкурент —  уникальное течение кубизма, для которого были характерны кристаллические и закругленные элементы геометрической формы.

 

Заметки на полях:
Из Парижа с любовью

Кубизмом чаще всего называют течение в живописи и  скульптуре 1-й четверти 20-го века. Возникновение стиля относят к 1907 году и творчеству художников Пикассо, Брака и Сезанна. Характерный образчик — картина Пикассо "Авиньонские девицы" с деформированными, огрубленными фигурами и отсутствием перспективы и светотени. Кубизм означал разрыв с реализмом, преобладавшим со времён Ренессанса. Он стал одним из самых необычных стилей архитектуры и изобразительного искусства.В кубизме ярко проявили себя художники Грис, Дюфи, Делоне, Леже, Пикабиа и Купка. Эта живопись, особенно ее абстрактное направление значительно повлияло на таких мастеров как Мондриан, Малевич, Кандинский и Марк.

Семена геометрии

Прага тогда была вторым по значению (после Парижа) центром кубизма в Европе. Возникло широкое культурное движение — «чешский кубизм», оставивший отпечаток на всем: от мебели до кофейных чашек и цветочных ваз. Стиль нашел место в скульптуре, прикладном искусстве, интерьерах. В объединение художников-авангардистов входили писатели (Франтишек Лангр, Карел Чапек), теоретики искусства и философы. Известны кубистические произведения художников Яна Зрзавого, Эмиля Филы, Богумила Кубишты, Йозефа Чапека и скульптора Отто Гутфройнда. Но самой уникальной отраслью чешского кубизма стала архитектура, не имевшая в этом смысле  аналогов в мире.

С диагональю наперевес

Появившись в Чехии в 1910 году, архитектурный кубизм "прожил" всего несколько лет. Архитекторы вдохновились творчеством Пикассо и его компании, а также тезисом молодого коллеги Павла Янака: довольно архитектуре опираться на вертикаль да горизонталь, пора вдохновлять народ с помощью диагонали! Первым памятником архитектурного кубизма считается дом семьи Якубеков в Йичине (1911-12) работы именно Янака, практически воплотившего идеи своей статьи «Призма и пирамида». Его художественная программа включала в себя требования динамизма "материи, оживленной острыми углами". "Отец архитектурного кубизма" Янак, кроме того, спроектировал Главков мост (первую цельнобетонную конструкцию в Праге), дворец Adria, отель Julis на Вацлавской площади,  а также перестроил "Фаров дом" в Пелгржимове. Трое друзей-последователей разделяли взгляды Янака. Это были молодые зодчие из клуба "За старую Прагу": Йозеф Гочар, Властислав Гофман и Йозеф Хохол.  Кубизм не означал радикального разрыва с традициями; напротив, вдохновение, почерпнутое в старой "классике", усиливает легкость включения кубистических новостроек в многовековые архитектурные комплексы.

"Кубатура" Праги

Столица Чехии — это, прежде всего, разумеется, готика и барокко, редчайший для многострадальной Европы случай полной сохранности городской застройки с 1700 года. Но Прага, как и многие другие города страны, и в 20-м веке не отставала от модных архитектурных тенденций. В городе,  как грибы после дождя, вырастали здания в стиле арт нуово, модерна, а потом и кубизма.
Первая мировая война положила начало концу кубизма: с 1914 года Европа переживала спад в строительной промышленности; архитекторов часто мобилизовывали на фронт. Тем не менее, некоторые из них и позже выполняли мелкие заказы интерьерного характера или проектировали декоративные предметы, досоздававшие многослойную картину чешского кубизма.

"Пикассо архитектоники"

Вероятно, самым талантливым и известным из упомянутой выше четверки молодых архитекторов-кубистов был Йозеф Гочар (1880-1945). Его сотрудничество с коллегами помогло создать целое экспрессивно-стилевое течение — архитектонический кубизм. Кроме эстетики, Гочар большое внимание уделял и конструкции зданий, одним из первых в Чехии применив металлические и железобетонные каркасы. Вместе с Янаком он основал Пражские художественные мастерские, где было создано немало мебели в стиле кубизма. До первой мировой войны Гочар успешно проектировал знаменитые кубистические строения, например, курортный павильон в поселке Богданеч или пражский дом "У черной Матери Божьей".

После возникновения Чехословакии Гочар стал одним из отцов "национального" стиля, яркий образчик которого — пражское здание "Легиобанка" (возможно, возведенное на деньги из золотого запаса России). В столице он прославил свое имя не только упомянутыми шедеврами, но и "Англобанком", Домом аграрного просвещения или фасадом дворца "Феникс" (Вацлавская площадь). Гочар создавал современный облик города Градец Кралове, построив здесь несколько домов, лестницу у костела Девы Марии, банк, гимназию, гуситский костел, школу, директорат государственных железных дорог и здание районной управы. В 1925 году ему доверили возведение чехословацкого павильона на международной выставке декоративного искусства в Париже. Гочар зе него получил Grand Prix, а годом позже — и орден Почетного легиона.

Музейный "общепит"

Один из гочаровских шедевров, вышеупомянутый дом «У черной Матери Божьей» был построен в 1911-12 году на месте разрушенного старого дома рыцарей Грановских.

Знаковый дом

Нумерация домов в Праге была введена лишь при Марии Терезии, в конце 18-го века. До этого на домах размещали знаки с изображениями гербов, животных, различных предметов. Раньше здесь, на пражской улице Целетна было здание в стиле барокко, о котором напоминает только сохранившийся домовой знак — темная фигура Девы Марии

На втором этаже Гочар разместил кафе, а наверху — "офисы". Редкостным было единство архитектурного стиля и интерьера, который, включая встроенную мебель и большие металлические люстры, спроектировал сам Гочар. Он же приложил руку к разработке массивного прилавка из мореного дуба и диванов с обивкой. Столики и стулья из гнутого дерева тоже выбирал архитектор. Кафе просуществовало 10 лет и "умерло", когда интерес к кубизму сошел на нет. Лишь в последние годы интерьер удалось восстановить, возродив уникальность единственного в мире кубистического кафе „Grand Café Orient“. После недавней реконструкции интерьера кафе заведение служит посетителям Музея чешского кубизма, который был здесь открыт пять лет назад, и гостям, любящим нестандартную обстановку для встреч.
{mospagebreak}
"Символика" для кубизма

Новым арендатором дома "У черной Божьей Матери", принадлежащего ныне Госфонду культуры и минфину, с января 2008 года является фирма Mestra House, известная магазинами Debenhams. Она выиграла тендер у дюжины конкурентов, тоже желавших заполучить культовый пражский дом. После того, как компания здание отремонтирует по последнему слову реставрационной и иной техники (например, везде будут установлены кондиционеры), она перейдет с нынешней символической (1 крона) арендной платы на весьма несимволическую (960 тысяч крон за квартал).

Деревенская жемчужина

Строил Гочар не только в крупных городах страны, но и в провинции. Одним из наиболее ярких творений "деревенского кубизма" Чехии является вилла Бауэра  в Либодржице у Колина. Местный помещик заказал проект виллы, очевидно, в  1912 году. Строительство было завершено в 1914 году.
После смерти Адольфа Бауэра в 1929 году вилла перешла к наследникам, а 10 лет спустя ее, как "еврейское имущество", конфисковали власти протектората. После второй мировой войны в ней долго обитал местный "сельсовет". В 1987 году виллу признали памятником культуры.

Земля, вилла и "пятая графа"

Род Адольфа Бауэра обосновался в Центральной Чехии с тех пор, как предок его, венгерский еврей, переселился сюда и арендовал у здешнего помещика, испанского дворянина Альтана, подворья Велтрубы и Либодржице. Во время земельной реформы 20-х годов, когда молодая Чехословакия громила чужеземных феодалов, Бауэру удалось получить львиную долю поместья в собственность и нажиться на сдаче в аренду и продаже части земель. Местное мелкое крестьянство чувствовало себя обделенной; нарастала не только социальная, но и национальная напряженность (Бауэру недвусмысленно намекали, что он для чехов — такой же чужак, как и Альтан; при этом подчеркивалось его еврейское происхождение). Эксплуататор трудового народа и — по совместительству — любитель кубизма умер в возрасте 50 лет от сахарного диабета; вдова его вышла замуж за пана Рихтера, а подворье в 1931 году отдала в аренду пану Ильману. В 1941 году  злосчастное поместье, конфискованное оккупационными властями, было ими же предоставлено в аренду "рейхснемцу" Августину Юппе, фабриканту из Либерца. Ему оно служило недолго: 12 мая 1945 года колинская полиция арестовала Юппе как "немецкого коллаборанта". В 1947 году местные власти получили предложение от некоей Ганы Шлангеровой, наследницы  вдовы пана Бауэра, погибшей в Освенциме, купить поместье. Стороны договорились о цене (2350000 крон), ударили было по рукам, но в январе 1948-го вмешалось государство, которое заявило, что выкупать землю будет оно. У автора есть большое сомнение, что сделку удалось завершить до прихода коммунистов к власти в феврале 1948 года. Возможно, в ту пору госпожа Шлангерова думала уже не о том, как пополнить бюджет, но о том, как побыстрее унести ноги из страны победившего пролетариата.

Поселок Либодржице в 2002 году решил катастрофически ветшающий объект продать. Виллу купил Фонд чешского кубизма, зарегистрированный в том же году и желавший творение маэстро реконструировать, вернув ему прежний вид, и затем открыть здесь Музей Йозефа Гочара и галерею кубистического интерьера. Реконструкция объекта была начата в сентябре 2005 года. Ее проект создал архитектор Михал Сборвиц, который ранее прославился, например, приведением в божеский вид здания в стиле барокко в замке Ланы, где был создан музей Томаша Масарика, а также комплекса строений на улице Денисова в Оломоуце, где позже возник Музей искусств.
Работы на вилле Бауэра велись весьма тщательно; например, в рамках строительно-истрического исследования были обнаружены образцы обоев, согласно которым были изготовлены дубликаты, покрывшие стены в гостиной, зале и столовой.

Музей был открыт в июле 2008 года. Он предлагает посетителям атмосферу начала 20-го века; в экспозиции можно увидеть сохранившиеся элементы интерьера, прежде всего — оборудование ванной комнаты, камины, деревянные встроенные шкафы и библиотеку, а также мебель кубистического стиля, экспонаты изобразительного и прикладного искусства. На втором этаже здания — экспозиция, посвященная истории и реконструкции виллы, архитектору Йозефу Гочару и чешскому кубизму, а также памятникам архитектуры модерн в регионе. Она включает в себя мобилиарий того времени и другие произведения изобразительного и утилитарного искусства из частной коллекции и собраний Художественно-промышленного музея в Праге.

По заказу Евросоюза

Сегодняшний владелец виллы, Фонд чешского кубизма, рапортует, что сей культурный памятник фактически восстановлен до уровня первоначального состояния.  В планах Фонда — реализовать неосуществленные мысли Йозефа Гочара, а именно — огородить участок вокруг виллы и разбить на нем сад. Реконструкцию здания частично финансировали Европейский Союз и государственный бюджет ЧР, которые решили поддержать достойные уважения цели и намерения  Фонда чешского кубизма: хранить и пропагандировать архитектоническое и дизайнерское наследие одного из самых выдающихся художественных направлений первой половины 20-го века. Восстановление виллы Бауэра стало частью проекта "Кубизм в провинции", деньги на который выделил и Центральночешский край.
Тексты и экспонаты, собранные при помощи партнеров Фонда — Национального технического и Художественно-промышленного музеев, музеев Праги, Брно и Колина, Моравской галереи (Брно), властей поселка Либодржице и городов Колин, Бртнице и Коуржим,  Национального института памятников истории и искусства, Культурно-информационного центра города Подебрады, Службы гидов города Кутна Гора, — дополняются аудиовизуальной программой, посвященной не только вилле Бауэра, но и памятникам современной архитектуры в регионе.

Вниманию посетителей виллы в Либодржице Фонд чешского кубизма представляет и самую большую в мире коллецию керамики. Владелец музейного объекта получил это уникальное собрание, включающее в себя редкие экспонаты, созданные по эскизам Янака, Гофмана, Штокара и других мастеров, в долговременное пользование от частного коллекционера.

Минимум декораций

Короткая, но яркая жизнь чешского архитектурного кубизма оставила в наследство потомкам немало других уникальных объектов. Уже к 1913 году появились постройки «радикального» кубизма, такие, как пражские работы архитектора Йозефа Хохола (здание на Неклановой улице, 30) или дом "Диамант" Эмиля Краличека. Последний также является автором восхитительного кубистического фонаря на площади Юнгманна.

Кубизм пробудил к жизни иные стили. Последующая эпоха модерна практически освободила постройки от декора и монументальных украшений, уйдя в простоту и рациональность пространства, к новым конструкционным элементам. Модерн, кстати, был представлен все теми же блестящими архитекторами — Гочаром, Янаком и другими. Потом пришел функционализм; в Чехии, помимо местных мастеров, работали и лучшие европейские архитекторы: Адольф Лоос построил в Праге виллу Мюллера, а Людвиг Майс де Рое — виллу Тугендгат в Брно. Но это — уже совсем другая история.

3 октября 2008
журнал «Чехия – панорама» №5(16)/2008

Поделитесь со своими близкими!

Подпишитесь на нашу еженедельную email рассылку!

PharmMark.Ru - Фармацевтические сайты, создание, продвижение, SEO