Пражский храм искусств: годы и шедевры

 История чешской Национальной галереи (НГ) началась 5 февраля 1796 года, когда группа видных представителей чешской аристократии (Коловраты, Штернберги, Ностицы) и просвещенных интеллектуалов иных сословий создала Общество патриотов-друзей искусства для утончения художественных вкусов местного населения. В основе их общей коллекции лежали прежде всего произведения чешской живописи эпохи барокко. Общество основало два института, которых Праге катастрофически не хватало: Академию искусств и общедоступную Картинную галерею. Последняя и была прямой предшественницей НГ. В 1902 году к художественному собранию общества была присовокуплена частная коллекция современного искусства императора Франца Иосифа I. В 1918-м коллекция Общества стала главным художественным собранием Чехословакии.

Искусство принадлежало народу

По иронии судьбы, старинную мечту патриотов о создании чешской галереи "не хуже, чем у людей", окончательно воплотили в жизнь не возвышенные феодалы или рафинированные буржуазные интеллигенты, но… коммунисты, идейные братья большевиков, которые стремились "сбросить искусство с корабля истории". В 1949 году был принят закон, по которому была образована Национальная галерея в Праге. В собрание вошли графические коллекции Национального музея и Университетской библиотеки. Сегодня это — государственная организация, получающая из бюджета страны до полутора миллиардов крон ежегодно. Она располагает крупнейшим собранием изобразительного искусства в Чехии. Которое, конечно, довольно внушительно, но надо признать, что гораздо беднее, чем музеи Германии и Австрии.

Товар лицом

Средневековое искусство в Национальной галерее представлено такими замечательными картинами, как "Евангелист Лука пишет образ Богородицы" Я. Госсарта (1520), "Святой Иероним" Мастера Теодорика (1370), "Праздник четок" А. Дюрера (1506), "Воскресение Христа" Мастера Тршебоньского алтаря (1380-90). Из искусства классического Национальная галерея располагает, скажем, произведениями А. Эльсхеймера ("Пейзаж с круглым храмом" (1600)), П. Брандля ("Автопортрет" (1700)), Ф. Хальса ("Портрет Яспера Схаде ван Веструма" (1645)) или Я. Купецкого  ("Автопортрет" (1711), "Портрет К. Бруни"). Среди образчиков высшей пробы искусства современного можно выделить картины П. Сезанна ("Жа де Буффан" (1885-87)), А. де Тулуз-Лотрека ("В Мулен Руж" (1892)), А. Руссо ("Макалоф" (1898)), П. Ренуара ("Любовники"), П. Гогена ("Добрый день, господин Гоген") или Г. Климта ("Девушки" (1912-13).

У парадного подъезда

В настоящее время Национальная галерея в Праге размещает свои экспозиции и депозитарии в восьми объектах, каждый из которых по-своему также является выдающимся произведением искусства. "Парадным входом" в галерею считается дворец Кинских (по-чешски Palác Kinských) на Старомнестской площади. Флагман музейного комплекса вмещает в себя информационный центр галереи и собрание пейзажной живописи начиная со времен барокко (17-й век) и до наших дней. Здесь же — самая большая коллекция рисунка и графики — так называемый Графический кабинет, показывающий развитие европейской и чешской графики с 16-го века до наших дней на примере 300 000 графических листов и 60 000 рисунков.

Графские подвалы

Будущий дворец Кинских был построен в 1755-65 годах на месте трех домов с фундаментами времен раннего средневековья; в частности, здесь стоял романский объект 12-го века; его первый этаж до сих пор сохранился в подвалах дворца. Дома впервые воссоединились в 1508 году, когда их арендовал Альбрехт Коловрат. Потом, в 1750-55 годах комплекс прибрал к рукам граф Ян Арношт Гольц. При продаже дворца Франтишеку Олдржиху Кинскому в 1768 году здание было уже достроено и украшено статуями И. Ф. Платцера. В распоряжение НГ здание передали в 1949 году.

Имена со знаком качества

Во дворце графов Штернбергов (Šternberský palác) представлены коллекции европейского искусства — от античности до позднего барокко. Что ни имя автора — то целая художественная эпоха. Здесь сосредоточены иконы (в том числе — новгородской школы), итальянское искусство (Тьеполо, Эль Греко, Гойя), фламандская и голландская живопись (Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Брейгель, Хальс), немецкая и австрийская живопись 15-18 веков (Гольбейн, Дюрер), произведения старых тосканских (Б. Дадди, Л. Монако), венецианских (Ваварини) и флорентийских (А. Бронзино, А. Аллори) мастеров.

От прекрасного не убежишь

Штернбергский дворец на пражской Градчанской площади, о котором наш журнал подробно писал в предыдущем номере, — замечательный памятник архитектуры в стиле барокко. Он был построен по заказу графа Вацлава Войтеха Штернберга в начале 18-го века известными зодчими К. Динценгофером и Д. Б. Аллипранди.   В 1811 году Леопольд Штернберг продал дворец Обществу патриотов-друзей искусства. К 1819 году он был реконструирован под нужды картинной галереи, которую чешские меценаты хотели здесь устроить. Коллекции упомянутого общества были открыты для посетителей в 1814 году. Потом замок долго переходил из рук в руки, пытаясь бежать от функции ознакомления чехов с миром прекрасного. Но в 1946 году здание получила Национальная галерея, вновь разместившая здесь свои коллекции.

Святая аура витражей и депозитариев

Часть богатых коллекций свежеиспеченной галереи  была помещена в древних религиозных объектах. В 20-м веке все они постепенно были реконструированы под светские нужды, но, безусловно, сохранили свое бесценное общенациональное сакральное значение. Например, монастырь святой Агнессы Чешской (klášter Svaté Anežky České), основанный в 1231 году, содержит в своих депозитариях сокровища средневекового (1200-1550) искусства Богемии и Центральной Европы.

Духовный центр нации

Монастырь святой Агнессы назван по имени принцессы-Пршемысловны, сестры короля Вацлава I. Это был не только первая обитель ордена клариссинок на север от Альп, а также первое готическое здание Праги; монастырь стал мощным духовным центром чехов и королевской усыпальницей. Но после смерти Агнессы он постепенно пришел в упадок и в 1782 году был одним из первых монастырей, закрытых императором Иосифом. Сооружение было уже намечено под снос; от разрушения его спасли усилия местных патриотов-любителей старины и духовных ценностей. В 1963 году монастырь реконструировали под нужды НГ.
В храме святого Йиржи (Георгия) (klášter svatého Jiří) сосредоточены шедевры живописи в стиле барокко 17-18 веков и работы художников-маньеристов времён Рудольфа II.

Памяти бабушки Людмилы

В 921 году князь Вратислав I основал храм в восточной части Пражского града.  Освящение здания произошло лишь в 925-м, когда князь Вацлав похоронил здесь свою бабушку Людмилу. В 974-76 годах сестра князя Болеслава II отправилась в дипломатическую командировку в Рим, откуда привезла согласие на создание епископата и первого в Чехии женского бенедиктинского монастыря, центром которого и стал храм святого Йиржи. Монастырь пережил два пожара — в 1142 и 1541 годах — и императора Иосифа, который в 1782-м разместил в нем артиллерийские казармы. А в 1963-74 годах здание реконструировали для размещения коллекций Национальной галереи.
Замок Збраслав (zámek Zbraslav), который еще сравнительно недавно тоже был объектом религиозным, ныне гордится коллекцией искусства Азии (Китай, Япония, Индия, Юго-восточная Азия, Тибет, Ближний Восток).

Сон Азии в усыпальнице королей

Изначально здесь был монастырь цистерцианцев, основанный в 1292 году королем Вацлавом II. В готическом храме также была усыпальница династии Пршемысловичей. В 18-м веке монастырь перестроили по проектам Яна Блажея Сантини-Айхла и Франтишека Максимилиана Каньки. В 1910-м моннастырское поместье купил промышленник Цирил Бартонь из Добенина, который превратил здание в жилой замок.

Выставки достижений народного искусства

В Выставочном дворце (Veletržní Palác) находится наибольшая часть экспонатов галереи. По большей части это — шедевры искусства с 19-го века до наших дней. Например, сейчас здесь выставляются избранные произведения Модильяни из венской «Альбертины» (до 7 декабря 2008 года), его же "Обнаженная женщина на белой подушке» (до 11 сентября 2009-го) или жемчужина Графического кабинета НГ —  «Лисистрата» Франтишека Купки, которую зрители смогут лицезреть до 18 января 2009 года.
{mospagebreak}
В огне не горит

Выставочный дворец был построен по проекту Олдржиха Тыла и Йозефа Фукса в 1925-29 годах. До 1951 года здесь проходили выставки и ярмарки; позже во дворце размещались предприятия внешней торговли. В 1974 году здание уничтожил пожар. После реконструкции, с 1995 года во дворце размещаются коллекции современного искусства галереи, а с 2000 года – и коллекции века 19-го. В обширных (13,5 тысячи квадратных метров) залах здания, построенного в стиле функционализма, есть место для более, чем 2000 экспонатов.

Ангелы и мавры

В 2008 году список выставочных комплексов НГ пополнился дворцом Шварценбергов  на Градчанах. В этом здании сосредоточены около 160 скульптур и 280 образчиков чешской живописи позднего ренессанса и барокко. Здесь размещены прославленные скульптуры М. Б. Брауна из аттика пражского дворца Клам-Галласа (1714-16), два ангела из монашеского скита у Лысы-над Лабой, дополненные фигурами мавров с ворот замка в Коуницах работы Ф. М. Брокофа. Здесь представлено творчество художников Г. фон Аахена, Б. Шпрангера, Р. Савери, М. Вильмана, Я. К. Лишки, В. В. Райнера, А. Керна, Я. П. Молитора, Н. Грунда, К. Шкреты и П. Брандла.
В перспективе Национальная галерея планирует получить в свое распоряжение девятый объект — дворец рода Салмов. Кроме того, сменные экспозиции НГ размещаются в Центре верховой езды Пражского Града (Jízdárna Pražského hradu) и Конном манеже Вальдштейнского дворцового комплекса (Valdštejnská jízdárna).  Дом «У Черной Божьей Матери"  (Dům U Černé Matky Boží) разместил в своих помещениях музей чешского кубизма.

Квадратура куба

Наш журнал уже писал о чешском кубизме (см. статью "Острые углы чешского зодчества" в номере 5/2008) и о его музее в знаменитом доме "У черной Божьей Матери" (1911-12). Здесь выставлены работы 1910-19 годов художников Эмила Филлы, Богумила Кубишты, Винцента Бенеша, Йозефа Чапека, Антонина Прохазки, Вацлава Шпалы, Яна Зрзавого, Отакара Нейедлого и Отакара Кубина и скульптора Отто Гутфройнда. Художественно-промышленный музей снабдил выставку редчайшими экземплярами мебели, изготовленной по эскизам архитекторов Павла Янака, Йозефа Гочара и Властимила Гофмана.
Таковы адреса, по которым любопытному туристу стоит отправиться, если он хочет ознакомиться с сокровищами Национальной галереи. Теперь — еще немного информации о том, что он там увидит.

"Закрома" новейшей эпохи

Анналы НГ по части современных чешских живописи и скульптуры содержат произведения всех выдающихся чешских художников первой половины 20-го века (Я. Прайслера, А. Славичека, Я. Гудечека, Ф. Купки, Э. Филлы, Б. Кубишты, А. Прохазки и Й. Шимы) и скульпторов той эпохи (С. Сухарды, Б. Кафки, Ф. Билека, Л. Шалоуна, О. Гутфройнда, Й. Штурсы). Современное всемирное искусство здесь славится прежде всего так называемой французской коллекцией 19-20-го веков. В депозитариях находятся работы таких замечательных мастеров, как Г. Климт, Э. Шиле, О. Кокошка, Э. Мюнх, П. Клее, Ж. Миро, А. Тапис, Л. Фонтана и другие.

Эхо войны

НГ намеревается выкупить у наследников художника Эмила Фройнда коллекцию полотен. Нацисты в свое время конфисковали у этой еврейской семьи 32 картины; после войны они были переданы Национальной галерее Чехии. Ныне произведения подлежат возврату по реституции, однако 13 из них — в списках предметов национального достояния Чехии, которые запрещено вывозить за рубеж. Самой ценной считается работа французского неоимпрессиониста Поля Синьяка «Пароход на Сене», стоимость которой оценивается в 30 миллионов крон. Кроме того, Нацгалерея планирует выкупить полотна Андре Дерена, Мориса Утрилло, Мориса де Вламинка,  Эмила Филы, Вацлава Шпалы, Зденека Рыкра и Яна Бауха.

Вечно молодая старина

Собрание старинного искусства включает в себя насколько больших коллекционных комплексов. Чешскую готическую иконопись представляют, например, произведения вышеупомянутых средневековых Мастеров — Вышебродского и Тршебоньского алтарей, а также непревзойденного Теодорика. Готическую скульптуру презентуют работы Мастера Оплакивания из Жебрака или Монограммиста IP. Живопись эпохи барокко — это картины К. Шкреты, Й. Купецкого и В. В. Райнера. В собрании старинного европейского искусства — замечательная коллекция итальянской живописи 14-15-го веков и пика Ренессанса, фламандские и голландские картины 17-го века.

Правила древнегреческого движения

Не так давно в Штернбергском дворце открылся доступ к великолепной свежеотреставрированной фреске итальянского живописца эпохи позднего барокко Франческо Солимена. На монументальной (4 на 7 м) картине изображен древнегреческий мифологический персонаж Фаэтон, просящий разрешения Аполлона прокатиться на солнечной колеснице. Недальновидный бог согласился; езда лихача-неумехи Фаэтона чуть не закончилась концом света, не вмешайся вовремя „гаишник“-Зевс. Реставрировала произведение команда специалистов под руководством Томаша Бергера.

С восточным уклоном

Среди японских экспонатов замка Збраслав достойны внимания произведения буддийской скульптуры (фигура Короля потустороннего мира Эммы (16-й век) или изящный позолоченный алтарь Будды, единого в тех лицах). Искусство Китая представлено со времен неолита; знамениты «королевские» скульптуры Куан-инь, Лохана Кашьяпы, изображения бодхисаттвы и других буддийских божеств. Юго-Восточная Азия «отметилась» по всем вехам художественного развития 9-19-го веков на территории Таиланда, Бирмы, Камбоджи и Индонезии. Искусство Тибета – это еще и буддийские реликвии Монголии, Непала и Юго-Западного Китая. Индия представлена, например, рельефными украшениями индуистских храмов 10-13-го веков в Харджурахе и Конараке. Искусство ислама "застолблено" коллекцией персидских, турецких и среднеазиатских ковров, работами по металлу и книжными шедеврами. Корея – это керамика, произведения из металла, дерева и бумаги.

И публику нашу ведут в кабинет…

Знаменитый Графический кабинет во дворце Кинских возник путем воссоединения ряда замечательных чешских коллекций, как государственных, так и частных. Он нацелен на изучение развития графики от редких литографий 15-го века до современности. Самым ценным авторским собранием является, очевидно, подборка Hollareum, посвященная произведениям В. Голлара. Немецкая графика представлена работами Л. Кранаха, А. Дюрера; фламандцев презентуют произведения П. П. Рубенса, Л. ван Лейдена и офорты Рембрандта. Заслуживает внимания коллекция графики французской (19-20-е века) и чешской современной (В. Прейссиг, М. Швабинский, Ф. Купка, А. Муха и другие). Только фонд рисунков двух последних веков насчитывает почти 70 000 экспонатов.

Возрождение чешской целины

Собрание искусства 19-го века включает в себя работы эпох классицизма, ампира, романтизма, реализма, натурализма, символизма, импрессионизма, модерна… В коллекционных фондах отражено творчество чешских художников Й. Навратила, Й. Манеса, А. Косарека, К. Пуркине, мастеров "поколения Национального театра" (Й. Маржака, М. Алеша, Ф. Женишека, В. Брожика, В. Гинайса и других).  Обширна коллекция пластики — от погребальных скульптур начала 19-го века до произведений начала века 20-го.

Пополняя запасники

Недавно Национальная галерея включила в постоянную экспозицию новые произведения искусства, приобретенные благодаря спонсорскому дару. 15 картин пополнили постоянную экспозицию 19-21-го веков; столько же произведений отправится в депозитарий. Среди новинок, например, полотно К. Шленгера «Лоно жизни» (1939), несколько картин П. Бразды (чешский поп-арт), Л. Фары, Я. Брихтровой и С. Либенского.

Пан директор и его друзья

Нынешний генеральный директор Национальной галереи, 68-летний доктор искусств Милан Книжак — человек, до богемности экстравагантный. Его имя часто мелькает в местных СМИ. В 1957–64 годах он учился в Пражском пединституте по специальностям "изобразительное искусство" и "русский язык", но не закончил его (как, впрочем, и курс пражской средней графической школы, и Академию изобразительных искусств (АИИ), и физмат Карлова университета). Зато он активно постигал азы мастерства за рубежом: в США, Германии и Австрии. После "бархатной революции" он оказался весьма востребованным: в 1990–97 годах был ректором АИИ, а с 1999-го — гендиректор НГ. Местные медиа-круги его не жалуют. Например, в 2008 году чешский бульварный журнал «Aha!» сообщил, что полиция расследует факт приобретения Национальной галереей за 15 миллионов крон картины неназванного художника, который по совместительству является другом гендиректора Книжака. Якобы шеф распорядился, чтобы подчиненные-галеристы приобрели шедевр по цене, в 10 раз превышающей названную экспертами. В публикации указывается, что комиссия покупку „зарубила“, но Книжак нашел способ обойти это решение.

12 декабря 2008
журнал «ЧЕХИЯ – панорама» 6(17)/2008

Поделитесь со своими близкими!

Подпишитесь на нашу еженедельную email рассылку!

PharmMark.Ru - Фармацевтические сайты, создание, продвижение, SEO