Жилье для президента

 С тех пор, как в 880 году будущий Пражский Град был основан князем Борживоем из рода Пршемысловичей, он — вместе с народом и страной — претерпел много взлетов и падений. В первой половине 10-го века здесь были основаны символы чешского христианства — храмы святых Георгия и Вита. Град стал резиденцией не только главы государства, но и верховного представителя церкви — пражского епископа.

Середина 14-го века знаменуется расцветом Града при Карле IV, сделавшем крепостной комплекс центром Священной Римской империи немецкого народа. В Пражский Град инвестируются немалые средства; строительство продолжается и при сыне Карла, Вацлаве. В 15-м веке, после воцарения династии Ягеллонов, началось возведение новых стен Града и оборонительных башен. Архитектор Бенедикт Рейд перестроил и расширил королевский дворец; великолепный Владиславский зал стал крупнейшим светским залом с арочными потолками в тогдашней Европе. В 16-м веке австрийская династия Габсбургов перестраивает Град в стиле ренессанс. Работы достигли апогея при императоре Рудольфе II, который здесь пребывал постоянно, снова создав на базе Пражского Града великолепный центр империи.
Но пришла Тридцатилетняя война;  Пражский Град был поврежден и разграблен. Вторая половина 18-го века принесла последнюю большую перестройку, превратившую Град в представительскую резиденцию замкового типа. Но столицей уже была Вена; Прага приобрела налет провинциальности. Наконец, в 1848-м, после отречения от престола Пражский Град в качестве резиденции выбирает экс-император Фердинанд V. Для готовившейся коронации Франца Йозефа I были реконструированы Испанский зал и галерея Рудольфа. Но император так и не согласился стать чешским королем. После этого Пражский Град 50 лет медленно приходил в запустение.

Пришли иные времена, взошли другие имена…

Потом венская монархия пала, чешский народ вместе со словацким решили построить независимое государство, и в столицы себе выбрали красавицу-Прагу. Какая же красавица-Прага без Пражского Града? Какая же революция без вождя на броневике? Или хотя бы на автомобиле. Или, на худой конец, на коне. Вождь чехословацкой революции, профессор социологии, мастер политической борьбы и первый президент республики Томаш Гарриг Масарик, несмотря на преклонный возраст, любил ездить на лошади. И вообще, давал понять, что человек он простой, из народа, без примеси голубой крови в жилах, поэтому и жить, и работать он хотел бы в чем-то более органичном, нежели тысячелетняя цитадель монархизма. А если уж деваться некуда, придется переезжать на Град, то ему нужно придать более современный демократичный облик.

Враг аристократизма

Томаш Масарик родился в 1850 году моравском Годонине, в бедной семье Йозефа Масарика и Терезии Кропачковой. С детства выказал большую тягу к наукам: окончил реальное училище, академическую гимназию в Вене, философский факультет Венского университета. В марте 1878-го женился на Шарлотте Гарриг, дочери богатого американского безнесмена из Нью-Йорка. В 1882 году Масарик начинает преподавать в Пражском университете. Вскоре он ударяется в политику, будучи избран в 1891 году депутатом рейхсрата; в парламенте он заседает также в 1907-14 годах. В 1897-м становится профессором Карлова университета. Отстаивая идею независимости будущей Чехословакии, в декабре 1914-го эмигрирует из Австро-Венгрии в Швейцарию, а потом во Францию. 14 октября 1918 года он стал председателем временного правительства будущей ЧСР, а 14 ноября его избрали президентом. Затем он последовательно становился главой государства в 1920, 1927 и 1934 годах. Возраст и состояние здоровья вынудили его подать в отставку в 1935 году, а два года спустя Масарик скончался.

Балканский гость

Всякая революция испытывает кадровый голод, когда старая гвардия уходит, а новая еще не собрана. Приходится мести по всем "сусекам", причем иногда выходя за пределы национального "амбара" и прибегая к помощи специалистов из-за рубежа. Именно так президенту Масарику удалось решить проблему кадров, необходимых для архитектурного обновления Града.
Подобно тому, как дворцы русским царям построил итальянский архитектор Бартоломео Растрелли, и словенский зодчий Иосип Плечник не только вдохнул новую жизнь в древнюю крепость, но и оборудовал современную квартиру для первого чехословацкого президента Томаша Гаррига Масарика.

"Столяр Джузеппе"

Отец Иосипа (Йожо, или "Пепика", как чехи переиначивают это имя, пародируя итальянский эквивалент — Джузеппе) Плечника (1872-1957), простой словенский столяр, хотел, чтобы сын продолжил его дело. Лишь неожиданная смерть батюшки помешала тому: Иосип был слишком молод, чтобы руководить столярной мастерской. Благодаря государственной стипендии Иосип поступил в промышленную школу в Граце. В 1894-95 он трудился чертежником в венской архитектонической студии Отто Вагнера. Последний заметил таланты Плечника и принял его в свою Академию. В 1900 году Иосип основал в Вене собственную проектировочную контору. Фабрикант Иоганн Эвангелист Захерл, спонсор и друг, заказал ему проект жилищно-коммерческого дворца, ставшего самым выдающимся венским творением архитектора. Потом он построил здесь первую железобетонную церковь — костел Святого Духа в Оттакринге. Храм был негативно воспринят общественностью; его раскритиковал "сам" кронпринц Фердинанд. Плечник понял, что в Вене ему, худородному словенцу, делать нечего, и уехал в Прагу, по приглашению бывшего соученика, чешского архитектора Яна Котеру. В 1911-21 годах Плечник был профессором декоративной архитектуры Художественно-промышленной школы в Праге. После того, как он создал план реконструкции  Южных садов и летней президентской резиденции в Ланах, президент Масарик назначил его в 1920 году архитектором Пражского Града. В течение 15 лет Плечник превращал монархическую резиденцию в центр современного демократического государства, и в Чехии сталкиваясь с националистической неприязнью противников и конкурентов. Однако Плечник всегда мог положиться на поддержку и защиту президента и его дочери Алиции. Работы на Пражском Граде Плечник воспринимал как почетную миссию, и, говорят, исполнял их бесплатно. Наряду с этим, Плечник все эти годы работал в родной Словении, регулярно наезжая в Прагу. В 1935 году он подал в отставку вместе с президентом Масариком. Потом он много работал как на родине, так и в Хорватии, Боснии и Герцеговине и Сербии. 6 января 1957 года патриарх словенской архитектуры и "придворный зодчий" Масарика умер в Любляне; на его могиле высится надгробный камень, который он самолично вытесал.

Понимая "Папочку" с полуслова

Плечник был одним из самых известных и уважаемых архитекторов, в прошлом веке много сделавших для создания сегодняшнего облика Праги. Парадокс, однако, состоит в том, что еще недавно имя его было известно в Чехии лишь немногим. Будучи тесно связано с именем "буржуазного президента" Масарика, оно при коммунистах было предано забвению. Кроме того, произведения Плечника многие годы находились в тени творений более знаменитых коллег — Ле Корбюзье, Миеса ван дер Роге, Алвара Аалто и других. В Праге замечательный мастер, помимо работ на Граде, оставил след, построив замечательный храм Наисвятейшего Сердца Господня.

Мрамор — на гипс

В годы Первой республики (1918-38) в Чехословакии развивался неоклассицизм, связанный с возвеличиванием государственной мощи. Найти в его формах истинно новую поэзию удалось, пожалуй, лишь Плечнику. Подобный характер носит и сакральное произведение архитектора – католический костёл Наисвятейшего Сердца Господня (1928-32) на площади Йиржи Подебрадского. Тогда в районе Винограды жили более 50 000 человек, 90% были католиками; необходимость в культовых сооружениях была крайне острой. Церковь строилась по принципу грандиозных греческих храмов. Дабы она соответствовала силе молодой республики, автор изначально выбрал очень дорогостоящие материалы. Но бюджет стройки был мал; пришлось сократить расходы, к примеру, заменив мрамор на гипс. Современное здание костела с широкой башней и стеклянными часами доминирует на площади; подземную же часовню под нефом храма считают наиболее спиритуалистическим произведением Плечника.
{mospagebreak}
Со своим учеником Отто Ротмайером он интенсивно реконструировал Пражский Град вплоть до 1934 года. Даже после его отъезда в Любляну проекты, начатые при нем на Граде, продолжали осуществляться под присмотром Ротмайера вплоть до 1952 года. Обновление "чешского кремля" проходило под лозунгом Масарика: "Из Града монархического сделать Град демократический". Плечник и Масарик (которого в народе прозвали "Папочкой") понимали друг друга с полуслова, президент зодчему полностью доверял и потому поручил словенцу реконструировать не только Град, но и резиденцию в Ланах. Вместе с Ротмайером Плечник существенно изменил характер интерьеров Града; реконструировал первый и третий внутренние дворы, Колонный зал и Матиашовы ворота, а также помещения Нового королевского дворца с квартирой президента.

Новый, королевский

Этот дворец по проекту Д. Маттео строили уже при Фердинанде III. Комплекс был объединен и реставрирован в стиле классического барокко в 1753-75 годах. После 1918 года создаются монументальные помещения в западном флигеле. Колонный (Лестничный) зал площадью 222 метра, ведущий в левую часть Нового дворца, был сооружен в 1927-31 годах. Для этого Плечник снес 4 этажа эпохи Марии Терезии. Зал создает монументальный вход во дворец, дополненный Матиашовыми воротами, чуть было не снесенными после революции в знак ненависти к Габсбургам. Центральная точка 500-метрового "зала Ротмайера" — беломраморная скульптура Масарика работы Яна Штурзы. Во дворце, несомненно, достойны внимания такие великолепные помещения, как Испанский зал площадью в 1032 "квадрата", 470-метровая картинная галерея и кунсткамера, основанные при Рудольфе II, Белая башня; залы (Старый, Янака с гобеленами XVII века и Тронный), Октогон (бывшая придворная часовня святого Вацлава (1644)) и множество салонов: Детский, Брожика, Габсбургский, Стеклянный, Малый, Зеркальный, Каминный, Музыкальный, Светский.

Антика глазами модерна

К исторической среде и ауре Града Плечник относился с огромным пиететом, наряду с этим принимая порой очень смелые решения. Но его вмешательство в структуру комплекса было связано не только с разрушением отдельных, с его точки зрения, архаичных архитектурных элементов, но и, главным образом, с обогащением ее новыми деталями и символами. Символизм мы можем видеть, например, в пространстве между 3-м внутренним двором и Южными садами, где находится Бычья лестница, которая олицетворяла основную мысль — открытие феодального Града для народного обозрения. Плечник символически связал Град с городом, понизив южную оборонительную стену.

Сад "На Валах"

Он раскинулся на месте засыпанных валов южного укрепления Града. Во второй половине 18-го века здесь была заложена аллея, а после 1861 года на территории создали английский парк. Плечник превратил большую часть сада в природный парк. Он снизил стену, по всей длине сада расположив обзорные террасы, откуда открывается широкая панорама Праги. Их дополняют: обзорный павильон (малый Бельведер) с опорами из восьми гранитных колонн с мраморными капителями; терраса на фундаменте старого бастиона с опоковым обелиском, напоминающим купол башни базилики святого Георгия; "Малая калитка" – вход в виноградник и альпинарий, также сооруженный Плечником. На террасе под Институтом благородных девиц стоит павильон Беллевю, напоминающий по облику архитектуру древнего Египта. Напротив — Самсоновский фонтан, созданный по проекту Плечника же. На песчаниковых колоннах стоит гранитный стол, за которым любил сиживать старик Масарик, любуясь живописными малостранскими крышами и дворцовыми садами.

Архитектор черпал вдохновение не только из архитектуры Града минувших эпох, но и из исторически вневременного зодчества Средиземноморья. В садах и внутренних дворах Града он разместил много исторических элементов, выполненных в оригинальной форме; на видных местах расставляют акценты обелиск, пирамида, павильон, каменная ваза… В пространство Пражского Града Плечник внес подобные античным небольшие храмы, колонны и обелиски, навесы, фонтаны, лестницы и перила. Он всегда награждал их особой стилевой двузначностью «антики, увиденной глазами модерна» или «модерна, увиденного глазами антики».

Апартаменты первого лица

Между 2-м и 3-м внутренними дворами Града имеется въезд в так называемый туннель; лифт президента (расположенный между часовней святого Креста и блоком дворца) осуществляет связь со входом в апартаменты Масарика. Квартира, находящаяся на третьем этаже блока, предлагает великолепную городскую панораму. Жилые и рабочие помещения решены по большей части индивидуально, строго, но выразительно с художественной точки зрения. Некоторые помещения Плечник со своими учениками оригинально обставил, комбинируя новые элементы со старинной мебелью Града. В целом, строгость решения интерьеров дома президента контрастировала с представительной роскошью парадных помещений Нового дворца, находяшихся этажом ниже. Но демократизм требовал жертв.

В состав квартиры, кроме иных помещений, входят: большая библиотека, насчитывающая 35 000 книг, помещение Имплувия (в центре – водоем с фонтаном) — центральное пространство с овальной вазой под мансардным окном, Золотой салон с арфой, стены которого покрыты листовым золотом, Зеленый салон с деревянными опорами и зелеными драпировками и Гербовый вестибюль с символикой Чехословакии в помещении Белой романской башни.
Связь с Южными садами Града осуществлялась с помощью Вазовой лестницы и Львиного вестибюля. Апартаменты в целом сохранились, однако публичный доступ в них невозможен.

"Ордер" на квартиру №1

Первый и второй     чехословацкие президенты — Масарик и Бенеш — жили во дворце Пражского Града. Во время правления Бенеша было решено переместить президентскую резиденцию в Королевский сад, точнее — в виллу, известную под названием "Домик", но Бенеш туда переехать так и не успел.
Все коммунистические президенты Чехословакии жили в "Домике", построенном по проекту преемника Плечника, архитектора Павла Янака на месте бывшей оранжереи в стиле барокко. Клемент Готвальд приказал  все окрестности резиденции тщательно укрепить, а между Королевским садом и Бельведером поставить стену. Последняя была разрушена при Лудвике Свободе, но его преемник Густав Гусак велел объект снова изолировать от окружающего мира. Вацлав Гавел жил в "Домике" лишь несколько месяцев,  реконструируя собственный дом.

Из "Домика" — на виллу

Когда в 2003 году президентом стал Вацлав Клаус, "Домик" ему не понравился. Вопрос проживания верховного главнокомандующего временно решило Минобороны, которое за 28 миллионов крон отремонтировало представительскую 3-этажную виллу на Солнечной улице в пражском районе Оржеховка. Клаус сюда переехал в начале 2004-го; до этого он с супругой проживал в частной трехкомнатной квартире в районе Кобылисы. Однако, как потом выяснилось, оржеховская вилла ранее принадлежала известному пражскому торговцу деликатесами немцу Липперту, который после войны вместе с семьей вынужден был покинуть республику.  Клауса решили от греха подальше переместить на виллу Лумбе. Это здание в стиле ампир на Бруснице, которое построил пражский хирург Карел Лумбе, государство в 1925 году выкупило вместе с участком у наследников именитого эскулапа и депутата. Реконструкция виллы, по данным печати, стоила 52 миллиона крон; автором проекта стала архитектор Павла Кордовска. Супруги Клаусы в эту виллу площадью 200 квадратных метров переселились летом 2005 года.

В 1989 году была проведена новая реконструкция ареалов Пражского Града, открывшая доступ общественности к ранее закрытым местам: Королевскому саду, Южным садам, Императорской конюшне, Терезианскому крылу Старого дворца… Сегодня Пражский Град — не только резиденция президента, но и огромный культурно-исторический памятник, где хранятся коронационные и христианские реликвии, останки чешских королей, художественные сокровища и исторические документы.

20 октября 2008
журнал «ЧЕХИЯ – панорама» №5(16)/2008

Поделитесь со своими близкими!

Подпишитесь на нашу еженедельную email рассылку!

PharmMark.Ru - Фармацевтические сайты, создание, продвижение, SEO